Иркутяне Алексей Мещеряков и Константин Леонов в июне отправились из Иркутска в Африку на чуде отечественного автопрома – автомобиле «Ока», а редакция «ИрСити» внимательно следила за успехами путешественников. По возвращении, столь долгожданному путниками, один из участников экспедиции побеседовал с корреспондентом портала и рассказал, как на его идею отреагировали родные и близкие, а также как путешественников встречали в Европе и Африке.
На интервью Мещеряков пришёл сразу после съёмок в сюжете ГТРК «Иркутск». Перед началом беседы говорю ему, мол, стали вы телезвездой вместе с Константином, на что тот не без доли смущения, улыбнувшись, отмахнулся рукой и ответил: «Не ради этого мы всё это затевали». К слову, его друг сразу же после записи сюжета уехал на Байкал – настолько любит человек активный отдых.
– Как возникла идея отправиться в Африку на «Оке» и почему именно на «Оке»?
– Для начала стоит сказать, что мы с Константином Леоновым вместе занимаемся в одном спортзале – он тренируется, я тренирую. Как-то мы с ним разговорились о путешествиях, и он рассказал про своего деда, который несмотря на свой солидный возраст (а ему 70 лет) вовсю ходит на яхте. После этого я ему и предложил: «А давай тоже сделаем что-нибудь безумное? Что мы просиживаем наши жизни в одном городе на одном месте. Поехали в Африку?».
Именно на «Оке» я планировал куда-нибудь поехать уже давно. Около года вынашивал идею поездки на этой машине в Азию. Но Косте вот сдуру предложил поехать в Африку, а он согласился. Думали, правда, что может быть было бы лучше поехать на какой-нибудь «четвёрке» или «копейке» (ВАЗ-2104 и ВАЗ-2101 соответственно – ред).
Почему же в итоге выбор пал всё-таки на «Оку»? Во-первых, для такой поездки она была идеальным вариантом – трешовая машина для трешовой поездки. Во-вторых, она оказалась более бюджетной с точки зрения расхода топлива: те же «копейки» и «четвёрки» на 100 километров расходуют примерно до 10 литров бензина, «Ока» у нас «съедала» по 4-5 литров.
– Автомобиль у вас уже был?
– Нет, у нас вообще ещё за месяц до начала путешествия не было ничего – ни машины, ни денег на неё. Нашли на Drom.ru объявление о продаже «Оки» с самой низкой ценой – 48 тысяч. Сторговались в итоге с продавцом на 40 тысячах.
На фотографиях машина выглядела круто, по факту же она вся была гнилая. Когда мы её уже купили и начали менять резину, которую нам предоставили наши спонсоры, мы машину долго не могли поставить даже на домкрат – у неё дно проминалось! С большим трудом мы её «переобули».
Хотя в целом с машиной поработали немного – поменяли только некоторые расходники и масло. Всё остальное было родное. То есть и времени на подготовку «Оки» вышло немного, и затраты получились не самые большие. Так что каких-то больших проблем с ней не было. Разве что только за 5 дней до начала экспедиции она перестала заводиться. Начали разбираться, в чём проблема. Оказалось, забился бензобак. Видимо, очень плохой бензин был. Прочистили его, завели машину – всё в порядке.
– Как на вашу идею отреагировали родные, друзья, знакомые?
– Никто особенно не верил в то, что у нас всё получится. Все, включая родителей, говорили мне: «Да зачем тебе это надо, вы там сломаетесь, вы попадёте на деньги, вас украдут аборигены». Одним словом, нам перечислили все стереотипные мысли, которые только у людей возникают, если им сказать что-то подобное, что рассказали мы.
Поддерживала только жена, которая сразу же идею одобрила и «благословила» меня на путешествие. Возможно, в будущем мы вместе с нашим ребёнком, которому вот-вот исполнилось 5 месяцев, отправимся в поездку, куда я и планировал раньше – в Азию.
– По какому маршруту вы планировали проехать, какая у вас была конечная точка?
– Сначала мы хотели уехать вглубь континента. Раньше проходил такой ралли-марафон под названием «Париж – Дакар», он заканчивался в столице Сенегала – городе Дакаре. Вот до него мы и хотели доехать. Для этого нам нужно было пересечь Марокко, Западную Сахару, Мавританию и Гамбию. Правда, собрать денег для прохождения такой длинной дистанции мы не смогли, поэтому решили ограничиться только заездом в Западную Сахару. Но потом у нас и на неё денег не хватило.
Решили в итоге остановиться где-нибудь в Марокко. Начали искать место, где бы можно было завершить наше путешествие. Выбор пал на город Агадир – хорошее место для туризма, там очень популярен сёрфинг, а для нас это было в диковинку, хотели попробовать. Нашли там даже отель с сёрф-клубом, которым владеют русские. Хотели договориться с ними, чтобы заехать к ним, но они нас проигнорировали. Сколько бы мы им писали, они нам так ничего и не ответили.
– А как вы рассчитывали добраться обратно, также – на машине?
– Нет, нашу «Оку» мы хотели подарить какому-нибудь бедному марокканцу. Но в итоге мы её никому не подарили, потому что у нас возникли непредвиденные проблемы, о которых я расскажу чуть позже.
– Сколько времени вы провели в пути до Африки, и сколько из этого вы ехали по России?
– Получилось так, что по России мы катили половину от всего времени – 11 дней. В Марокко же мы заехали на 21-й. Наверное, могли бы и быстрее, если бы мы двигались строго по маршруту и не заезжали в европейские страны по соседству.
Мы проложили себе самый короткий путь до Африки – через Польшу, Германию, Францию и Испанию, дальше там Гибралтарский пролив – и Марокко. Но мы покатались по Варшаве, посмотрели, что она из себя представляет, заехали в Прагу, Базель, Женеву… Жаль, что не смогли заехать в Италию и Монако – уже не хватало денег.
– Что говорили европейцы, когда видели вас?
– Забавная ситуация была в Швейцарии. В Базеле нас догнал какой-то тип на «Мустанге», кабриолете, который стоит около 3 миллионов долларов. Минут десять он рядом с нами ехал, кричал нам, мол, вообще ребята красавцы, класс, большие пальцы показывал. Немного с ним посоревновались даже в скорости. (смеётся) А вот во Франции, наоборот, большинство крутило пальцем у виска.
Встречали много дальнобойщиков из России, Белоруссии, Украины. В основном, они к нам на заправках подходили, где мы останавливались, спрашивали: «Ребята, да ладно, вы реально на «Оке» собрались в Африку?!», желали нам удачи. В Германии мы русскую речь слышали чаще, чем немецкую.
– Что вам запомнилось в Европе?
– О, практический каждый день запечатлелся в памяти от и до. Всё новое, всё необычное. Даже сейчас порой бывает, вспоминаешь какой-то определённый день – и в голове всплывают новые детали, которые тогда вызывали удивление.
Начну с элементарного – очень сильно отличается природа, ландшафт. Даже когда в Белоруссию заезжаешь, там всё выглядит иначе. Не знаю, может быть, они там деревья какие-то другие сажают или ещё что-то, но выглядит это не как у нас. Из городов мы там целенаправленно ехали в Брест, посмотрели Брестскую крепость. Вообще создалось ощущение, что белорусы – очень большие патриоты своей страны. И города у них чистые, ухоженные. В общем, они любят свою страну.
В Польше уже ощутили – всё, это Европа. У них там всё стандартизировано, именно в Польше мы впервые на постоянной основе стали наблюдать контейнеры для раздельного сбора мусора, например. Тоже у них всё аккуратно. Но как-то слишком всё подчинено правилам, нам это было непривычно.
Повергла в шок нас Чехия. Только туда въезжаешь – а там все эти холмы, серпантины, пейзажи… Хотя, казалось бы, всё это есть у нас в Култуке, но здесь все эти виды не замечаются, а там, наоборот, бросаются в глаза.
В Швейцарии мы были в Базеле и Женеве. Проезжали там практически возле самых Альп. Помните рекламу шоколада, где коровки пасутся на таких ядерно-зелёных лугах? Вот там действительно всё это есть – и луга, и коровки.
Хотя про себя могу сказать, что мне Европа не особенно пришлась по душе, «не зашла». Да, первое впечатление было крайне положительное, но всё-таки это не моё. Азия мне нравится больше. И, как я уже говорил, в планах совершить поездку туда уже с семьёй.
– Какие у вас технические неполадки случались в пути?
– Самые первые проблемы возникли в начале путешествия. На второй день, когда мы уже проехали почти 800 километров от Иркутска, у нас машина заглохла прямо на ходу. «Закидало» свечи, залило их моторным маслом, пришлось их менять.
Очень хорошо мы поломались в Екатеринбурге. Только мы заехали в город и сфотографировались возле стелы, как у нас вновь возникли проблемы со свечами. Поменяли их, поехали на встречу с местными «Вестями», которые хотели про нас сделать сюжет. Доехали до «Вестей», остановились, смотрим – у нас под машиной лужа, вся охлаждающая жидкость вытекла. Стали разбирать машину, обнаружили разрыв шланга. Всё подлатали, поехали в центр, и там у нас вновь машина заглохла. Полетел бензонасос, пришлось менять и его.
В Европе мы на удивление спокойно проехали, разве что только в Женеве у нас немного на жаре перегрелся бензонасос. А вообще, все неполадки, которые у нас были, мы довольно-таки быстро устраняли. У нас был целый запас деталей: что-то нам дали спонсоры, что-то мы докупили сами. Не было только запасного ремня ГРМ (газораспределительного механизма). Почему-то именно про него мы думали, что с ним никаких проблем не возникнет уж точно. А он в итоге и порвался.
– Из-за того, что всё хорошо складывалось по пути, не возникало ощущения, что вот сейчас, когда вы уже достигли Африки, случится что-то такое, что обрушит все ваши дальнейшие планы?
– Наоборот, мы почувствовали, что достигли цели, мы уже на другом континенте. С другой стороны, и эмоций таких сильных уже не было. Всё-таки когда ты на протяжении 20 дней видишь что-то новое, «вау-эффект» постепенно угасает. Хотя мы всё-таки были довольны. Думать в тот момент уже ни о чём не хотелось, мы просто расслабились, поднажали на педаль газа и поехали… И приехали. До Агадира мы не дотянули всего 400 километров.
– Как вас встретили в Марокко?
– Ха, стоило нам только съехать с парома, как нам тут же все стали говорить: «Nice car» («Славная машина» – ред). Все удивились: машина с русскими номерами, да ещё и такая русская машина. На трассе была похожая ситуация, как в Базеле, только в этот раз нас догнали ребята не на «Мустанге», а на какой-то убитой, как у нас, тачке. Из неё чёрный дым валил – в Марокко распространено курение тех веществ, которые у нас находятся под уголовным запретом. И вот мы с ними едем параллельно, ребята оттуда с самокрутками высовываются, большие пальцы нам показывают, что-то кричат, довольные такие.
Но это ещё что. В первую ночь у нас деньги стали требовать на заправке!
– За что?
– А кто знает. Только мы устроились ночью спать, как тут же подходит какой-то араб, начинает стучать в окно и клянчить. Мы ему говорим: у нас только русские рубли, мы ещё не успели ничего не поменять, а он нам – евро давайте, евро. Послали его в итоге с Костей подальше, а он и убежал. Ну, думаем, сейчас своих друзей приведёт из деревни, возле которой мы стояли, разобьют нам машину, но нет. Утром только нас разбудил какой-то другой араб, тоже деньги просил.
Потом после этого проснулись, заправились, поехали – и через 10 километров у нас рвётся ремень ГРМ. Всё, путешествие закончено. Пришлось вызывать эвакуатор до Аль-Джадиды. Там машину и бросили на парковке возле какой-то заправки.
– Что делали дальше?
– Решили, что раз уж наше автомобильное путешествие закончено, то можно немного и отдохнуть. Добрались до Агадира, хотели там немного посёрфить, но предварительно заехали в аэропорт, чтобы узнать, как мы полетим обратно. А в аэропорту нам сказали: нет, ребята, никуда вы не полетите, у вас в загранпаспорте стоит отметка, что вы в Марокко въехали на машине. Нам объяснили, что раз мы на машине в страну заехали, то и уехать мы должны только на машине. Следующие 10 дней мы занимались только тем, что пытались как-то выбраться оттуда.
– И как же в итоге удалось решить эту проблему?
– Мы обращались в посольство России, и там нам тоже сказали, что нам нужно как-то выезжать на автомобиле. С такими ситуациями раньше там не сталкивались ни разу. Обещали что-то решить, потом вечером звонят и говорят: нет, всё-таки только на машине, так что давайте чините. Я даже пост в Интернете тогда сделал, написал, что нам нужен ремень ГРМ.
На следующий день, когда нам уже даже написали, что готовы отправить ремень в Марокко, раздался звонок из посольства. Оказалось, они нашли местного чиновника из какого-то марокканского ведомства, связанного то ли с транспортом, то ли с таможней, который помог нам во всём разобраться.
Нам сказали, что проблем нет вообще никаких, поскольку в таможенной декларации, которую нам выдали на границе, было сказано, что в течении полугода мы можем пересекать границу Марокко вообще любым способом. То есть мы можем полететь в Россию, забрать ремень и прилететь обратно. Самое главное – успеть это сделать в течение полугода.
Самое забавное, что такая ситуация оказалась уникальной не только для нашего посольства, но и для таможенников в аэропорту Агадира. Мы им долго объясняли, что у нас всё-таки есть возможность страну покинуть. Видимо, они тоже некоторые нюансы законодательства не знали.
– Как думаете, как сейчас поживает ваша машина?
– Я даже не знаю. Контакты остались, конечно, можно и узнать, но мне кажется, что её уже всю разворовали. Марокко – очень бедная страна. Там все видели, что у нас много разных инструментов было в автомобиле. Мы там и гитару забыли. Поэтому я думаю, что всё, что сгодится в хозяйстве, там уже либо забрали, либо скоро заберут, а всё остальное сдадут на металлолом. Вряд ли она там полгода простоит и останется в том же состоянии, в котором мы её оставили.
Нам захотелось подтянуть более глобальных спонсоров, чтобы либо вернуть машину, либо вернуться нам самим в Марокко, починить её и продолжить путешествие в другие страны. Например, можно было бы доехать до Ирана. Но мне кажется, что это всё-таки просто наше желание, до реализации которого дело не дойдёт.
– Вы говорили о том, что в будущем планируете попутешествовать ещё. Как, куда, на чём?
– Если выбираться куда-то с ребёнком, то не выберу «Оку». (смеётся) Для этого нужна более комфортабельная машина. Куда – хотелось бы в Азию, но точно не могу сказать, в какие страны. Возможно, Таиланд или Вьетнам. Хотя можно было бы и в Европу – в Скандинавию или альпийские страны, в ту же Швейцарию, например.
– Стали ли вы популярнее после поездки?
– Популярность если и была, то больше какая-то негативная. Многие почему-то думали, что мы поехали специально, чтобы прославиться, хайпануть. Но нет, мы решили просто попутешествовать, проверить свои силы, посмотреть мир. Если бы мы реально хотели хайпануть, мы бы к этому начали готовиться за полгода или год и сделали всё так, что все бы порвались от негодования.
Про спонсоров многие говорят, мол, заработать решили. Все спонсоры – это наши друзья, которые нам немного помогли в подготовке нашей экспедиции. И на телевидение иркутское мы вышли «по знакомству»: Саша Литау, ведущий «Вести-Иркутск», занимается с нами в одном спортзале, он и предложил, чтобы про нас сняли сюжет.
Мы просто решили всем доказать, что любой человек может взять машину за 40 тысяч рублей, немного подкопить денег на бензин (в России и Европе мы потратили около 30 тысяч, не больше) и поехать путешествовать.