К осени несколько городов Иркутской области взяли кредиты в Сбербанке на покрытие долгов и дефицитов бюджетов. Фактически этими деньгами муниципалитеты планируют расплатиться перед бюджетниками и подрядчиками. Территории заявляют, что собственных денег у них не хватает, а область несвоевременно выделяет средства. А по мнению губернатора Сергея Левченко, муниципалитеты просто неэффективно расходуют деньги.
Самый крупный кредит взял Иркутск – в июле мэрия заключила контракт со Сбербанком на предоставление 1,3 миллиарда рублей на 2,5 года. По данным пресс-службы городской администрации, при принятии бюджета в декабре 2017-го этот кредит был запланирован на финансирование дефицита. Причём эта практика уже выработана. Так, в августе прошлого года мэрия уже заключала договор со Сбербанком на кредит в 0,5 миллиарда рублей. По данным на сайте администрации, по итогам года размер дефицита запланирован в сумме 1,1 миллиарда рублей, к 1 октября бюджет исполнен с профицитом в 266 миллионов. Более того, Иркутск не получает финпомощь из областного бюджета и считается «донором».
Аналогичная ситуация в Ангарском городском округе, который также не получает из региона дотации. Муниципалитет 15 октября заключил со Сбербанком контракт на привлечение кредита в 194,1 миллиона рублей. Деньги будут получены в период с 1 ноября по 29 декабря. По данным пресс-службы администрации, этот контракт также был запланирован при принятии бюджета в конце 2017 года и никак не связан с отсутствием уточнений региональной казны в июне 2018-го. Так или иначе эти деньги в любом случае пойдут на первостепенные расходы, в том числе и на социальную сферу, коих в бюджетах муниципалитетов до 70%.
Братск и Усть-Илимск закредитовались на суммы от 100 до 150 миллионов. Контракты заключены также со Сбербанком. Период выборки денег – до конца 2018-го. Кроме того, дважды сорвались торги у Усолья-Сибирского, 15 октября объявил аукцион Саянск. Мэр последнего муниципалитета Олег Боровский не стал комментировать порталу «ИрСити» закупку.
Исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области (АМО) Зоя Масловская пояснила, что разговоры о поддержке территорий идут с начала 2018 года, а с весны, когда увеличилась нагрузка на местные бюджеты, стало «печально». Она подчеркнула, что так как корректировок областного бюджета в июне-июле не было, а собственных средств всегда недостаточно, территориям пришлось изыскивать деньги, в том числе привлекать кредиты – бюджетные и коммерческие.
«У нас по расходам произошёл колоссальный скачок. Это и новые указы президента по увеличению зарплаты бюджетникам, техническому персоналу, и решение Конституционного суда (КС запретил включать северные надбавки в размер минимального размера оплаты труда - ред.). Нагрузка в разы увеличилась, и, конечно, муниципалитеты не справились, ждали, что корректировка будет в июне, но её, к сожалению, не было. Поэтому выживали, как могли», - отметила Масловская.
По словам исполнительного директора АМО, деньги пойдут, прежде всего, на повышение зарплат педагогам, коммунальную сферу и подготовку к отопительному сезону, а также на софинансирование объектов капстроительства.
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко на пресс-конференции 5 октября заявил, что муниципалитеты неграмотно расходуют средства. В 2018 году общая дотация для муниципалитетов составила 6,7 миллиарда рублей. Из этих денег, по словам главы региона, на 1 сентября на счетах оставалось 4,2 миллиарда.
Но говорить об эффективности или неэффективности расходов, по мнению Масловской, не приходится, так как исполнение местных бюджетов находится под неусыпным контролем надзорных органов, в том числе и прокуратуры. Об остатке в 4,2 миллиарда рублей ей неизвестно, но она подчеркнула, что это обычная практика. «В течение года нужно же платить зарплату учителям, воспитателям, естественно, деньги лежат на счетах. А как? Тогда остановится работа любого муниципалитета. Поэтому как-то выкручиваются», - заметила Масловская.
Если Иркутск и Ангарск не зависели в привлечении кредитов от правительства, то в Братске финансовую ситуацию отсутствие июньских корректировок буквально уронило. К осени 2018 года второй по численности город Иркутской области оказался в тяжёлых условиях. «Братск получает финансирование к концу года, когда уже очень сложно использовать эти средства. Как, например, по ремонту дорог. Кстати, в этом году из областного бюджета на ремонт дорог наш город ничего не получил. Та же проблема с поздним перечислением средств по заработной плате. Чтобы не допустить задержек по зарплате работникам бюджетной сферы, приходится переносить сроки выполнения различных ремонтных и других работ, которые могли быть выполнены в летний период», - приводятся слова спикера гордумы Ларисы Павловой на сайте братской администрации.
По мнению Павловой, необходимо пересмотреть межбюджетные отношения, чтобы они стали более прозрачными и стабильными.
Ещё на сессии заксобрания 28 июня министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова заверяла, что область не допустит кризисной ситуации в муниципалитетах. В правительстве региона заявляли, что нераспределённых средств между бюджетами нет, а всего (до последнего уточнения) в 2018 году муниципальным образованиям было предусмотрено 52,3 миллиарда рублей. По данным правительства, летних корректировок не было, так как в первом полугодии область не владела «достаточной информацией для расчёта резервов увеличения прогноза по собственным доходам от крупнейших налогоплательщиков региона и от главных администраторов доходов». Несмотря на то, что уже к 1 июня профицит областного бюджета составлял 12 миллиардов рублей, минфин регистрировал переплату по налогу на прибыль, которая к 1 августа достигла 4,7 миллиарда рублей, 34% из этой суммы (1,6 миллиарда) компании уже вернули.
8 октября заксобрание региона утвердило изменения в бюджете, согласно которым на сбалансированность местным бюджетам дополнительно выделено 2,5 миллиарда рублей. Как пояснила председатель комитета по бюджету заксобрания Наталья Дикусарова, эти деньги территории получат только в ноябре, а то, что перечислено по госпрограммам, - ещё позже.
«Мы сами себе снизили манёвр использования этих денег. Если летом эти средства можно было направить на капвложения, постройки, капремонты, то сейчас - на вполовину меньшее количество мероприятий, например, что-то выкупить, если готово, или выровнять муниципальные образования (по бюджетной обеспеченности - ред.). Эти деньги можно использовать только в определённых направлениях, которые позволяет оставшееся время, за ноябрь-декабрь», - подчеркнула Дикусарова.
Параллельно с этим в заксобрании рассматривается законопроект о так называемых отрицательных трансфертах, смысл которых заключается в том, что муниципалитеты-доноры поделятся своими доходами с дотационными территориями. Предполагалось, что их начнут взимать в 2019 году, но глава региона предложил отсрочить введение этой меры до 2020-го. Размер трансфертов, который бюджет области мог получить по итогам 2018 года, составил бы 1,4 миллиарда рублей, причём основная нагрузка легла бы на Иркутск (770 миллионов рублей). К этой мере, как сообщила 22 октября на заседании профильного комитета Дикусарова, муниципалитеты ещё не готовы.