Я хорошо помню пейзаж из детства, который открывался с ангарского моста. Слева - тополя и краны, справа - труба ТЭЦ, далеко впереди по течению, за Знаменским монастырём, - лес. Сейчас вместо леса микрорайон, а труба исчезнет уже осенью.
Обычно в проекте «Исчезающий Иркутск» мы рассказываем о старых деревянных домах, история которых начинается в XIX веке. Они символ Иркутска и «иркутскости» - отношение к ним в городе, их состояние и борьба за жизнь. Сегодняшний текст другой - про современный символ города, без которого сейчас странно представить себе вид с Нижней набережной или от Вечного огня.
История иркутской ТЭЦ-2 начинается в 1907 году, когда городская управа сформировала комиссию для выдачи подряда на организацию строительства станции. Как сообщается в справочнике «Приангарье. Годы. События. Люди», необходимость её создания возникла в городе раньше, но волокита с решением этого вопроса продолжалась около 15 лет.
Руководителя строительства выбирали по конкурсу, на который было подано около 80 заявок со всей России. В итоге им стал отставной лейтенант флота, инженер-электротехник Владимир Михайлов. Он же затем был первым заведующим Иркутской электростанции.
Торги на строительство электростанции состоялись 31 марта 1908 года, их выиграло русское общество «Шуккерт и Ко». Окончательный договор с ними был подписан в июле того же года. По условиям документа, компания должна была построить станцию в течение 15 месяцев и сделать уличное освещение на 170 дуговых фонарей. Первые полгода после постройки станцию эксплуатировало «Шуккерт и Ко», затем она перешла в собственность городского управления.
«Городская управа, согласно договору, построила одноэтажное здание станции, дымовую трубу и борова, трубопровод вне здания станции, установила фундаменты под паровые котлы, машины и генераторы, резервуар для воды в здании станции, заготовила брёвна для сетей и устроила приспособления для защиты. Все работы по установке котлов, машин, аппаратуры выполняли иностранцы – немецкие инженеры, техники, монтажники. Фирма оказалась исполнительной и в определённый договором срок установила две поршневые паровые машины типа «Компаунд» (Геpмания) мощностью по 500 лошадиных сил с генераторами маховичкового типа, три цельнокамерных водотрубных котла завода «Финцер и Гампер» и другое оборудование. По городу на 47 километров протянулись линии электропередачи напряжением 120 вольт», - говорится в справочнике «Приангарье. Годы. События. Люди».
Акт об открытии городской электростанции был подписан в июне 1910 года. Иркутская электростанция стала одним из первых городских энергетических предприятий в Восточной Сибири. Её доход составил 200 тысяч рублей золотом в год, а более низкие, чем у частников, тарифы, в течение 2 лет вытеснили их с рынка. В начале 1911 года у станции было 555 абонентов, в конце - почти 2 тысячи.
«В течение 5 лет электрическая сеть быстро развивалась, на линиях были заменены провода с большим сечением. В этот же период в Иркутске на магистральных линиях было принято напряжение 6000 В, были проложены однофазные кабели через реку Ангару по дну реки на железнодорожный вокзал и через реку Иркут по железнодорожному мосту на ст.Иннокентьевскую (но ток оставался - переменный и однофазный)», - говорится на сайте «Иркутскэнерго».
В 1935 году Иркутск перешёл на трёхфазную сеть, это позволило выполнить подключение к сетям Центральной электростанции промышленных нагрузок. От сетей электростанции питалось 30 предприятий в правобережной части и 14 предприятий в левобережной части города. У электрической сети было 12 тысяч абонентов, электрическим освещением пользовались 170 тысяч человек при населении города в 220 тысяч.
Новый этап в жизни электростанции наступил в 1945 году, когда на её базе были созданы «Энергокомбинат» и входящее в него «Управление городских электрических сетей». В 1950-х ТЭЦ-2 переходит в основном на выработку тепла. В 1986 году станция получила название «Иркутские тепловые сети», в 2005-м они вошли в состав Ново-Иркутской ТЭЦ в качестве участка теплосетей. К 2019-му году объекты ТЭЦ не эксплуатируются уже 10 лет.
Снос строений на территории ТЭЦ начался в феврале, но иркутяне заметили их в марте. Работы планируется завершить к сентябрю.
«Демонтаж ТЭЦ-2 проводится в рамках проекта благоустройства Цесовской набережной. Он был представлен на слушаниях в городской думе Иркутска в конце прошлого года и подразумевал полный демонтаж существующих строений для подготовки территории к комплексному развитию», — пояснили в пресс-службе компании «Иркутскэнерго».
ТЭЦ не входит в реестр памятников. Она была выведена из него в 2017 году, хотя всё ещё числится в реестре объектов культурного наследия Минкультуры России.
То, что территория, на которой располагается ТЭЦ-2, будет «рекультивирована», известно с 2016 года. Тогда проходил конкурс проектов «Квартал XXI века», на который поступило около 200 заявок со всей страны. Предполагалось, что на этом месте будет располагаться концертный зал пианиста Дениса Мацуева. Победителями стали архитекторы из Москвы и Санкт-Петербурга.
За 2 года работы по этим проектам так и не начались, а осенью 2018 года мэрия Иркутска провела новый конкурс на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию застройки Цесовской набережной. На основании работ победителей будут разработаны рекомендации по внесению изменений в градостроительную документацию.
Мне жалко трубу и ТЭЦ, она часть моего города. Мне кажется, что можно придумать варианты использования этой территории без тотального сноса, я вообще за то, чтобы центр становился удобным для жителей, но не менялся, чтобы старые здания находили своё место в современном Иркутске. Не знаю, что построят на месте ТЭЦ, но пусть только там не будет жёлтого кирпича, светоотражающих переливчатых окон и нелепых высоток.