Пока ломались копья из-за завода по розливу воды в Култуке, Минприроды России, призванное охранять природные богатства, опубликовало проект приказа, который предполагает ослабление нормативов по сбросу ряда вредных веществ в Байкал. Власти Бурятии уверены, что без этого реализация нацпроекта, предусматривающего строительство очистных, окажется под угрозой. В то же время иркутские учёные выступают резко против нововведений, заявляя, что проблему очищения стоков нужно решать другими мерами. Их поддерживают иностранные специалисты.
Ради нацпроекта
Сведения о спорном приказе опубликованы 31 января, этап общественного обсуждения самой подготовки приказа продлился до 14 февраля, ни одного предложения не поступило. С 21 марта началось общественное обсуждение самого документа. Оно должно завершиться уже завтра, 4 апреля. Предполагается, что изменения вступят в силу в мае.
Как следует из пояснительной записки, проект приказа Минприроды подготовлен по поручению полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, озвученному в декабре 2018 года. Документ опирается на научные исследования, которые в конце прошлого года провёл Байкальский институт природопользования Сибирского отделения Российской академии наук.
«Работа по решению задачи, связанной с корректировкой нормативов допустимого воздействия, велась Минприроды России на протяжении многих лет. Долгое время не удавалось найти оптимального решения по определению подхода к установлению новых нормативов на Байкальской природной территории, которые бы в полном объёме отражали позицию по данному вопросу как научного сообщества, так и специалистов в области промышленной технологии водоподготовки и очистки», - подчёркивалось 28 марта на сайте Минприроды.
В пресс-релизе подчёркивалось, что изменения приказа окажут «значительное влияние на эффективность и даже возможность реализации федерального проекта «Сохранение озера Байкал» нацпроекта «Экология». Снижение объёмов сбросов загрязнённых стоков в Байкал является одной из задач проекта. В материалах, опубликованных на сайте правительства России, говорится, что с 2019-го по 2024-й объёмы сбросов снизятся с 96,8% до 71,8% благодаря увеличению мощности очистных сооружений – построенных и модернизированных. Всего за 5 лет на охрану Байкала планируется направить почти 34 миллиарда рублей.
До вынесения на публичное обсуждение проекта приказа, 19 марта в Минприроды состоялось заседание научно-технического совета, на котором учёных из Иркутска не оказалось. Им сообщили за день до заседания, когда уже было поздно решать вопросы с поездкой.
Всем миром
Лимнологический институт неоднократно критиковал исследования, проведённые бурятскими коллегами, в том числе в октябре 2018-го направлял отрицательный отзыв по запросу Минприроды, но, как оказалось, не был услышан.
«Судя по предлагаемым нормативам, в Байкал можно будет сливать отходы через ведро с дырками, чтобы задерживались только крупные куски», - сказал директор Лимнологического института Андрей Федотов.
По его словам, согласно опубликованному документу, допустимая масса сульфатов, сбрасываемых в Байкал со стоками, вырастет в 1,8 раза, хлорида – в 3,2 раза, нитратов – в 15,2 раза, синтетических поверхностно-активных веществ (фактически моющих средств и стиральных порошков) – в 11,4 раза. Изменения коснутся и Селенги – главного притока Байкала. Новым приказом Минприроды планируется увеличить нормативы сбросов в реку взвешенных веществ и фосфатов – в 1,6 раза, сульфата и хлорида – в 3,2-3,5 раза.
Федотов направил в Минприроды письмо с требованием снять проект приказа с обсуждения и доработать его с привлечением всех сторон. Его поддержали председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон и научный руководитель Иркутского научного центра Игорь Бычков, которые заметили, что по некоторым параметрам предлагаемые нормативы не соответствуют значениям, применимым к рекам Китая и Европы. Завлабораторией биологии водных беспозвоночных Лимнологического института Олег Тимошкин подчеркнул, что приказ Минприроды ставит под сомнение использование озера в качестве источника чистой питьевой воды. «Повышать допустимые нормы сброса при обилии негативных и резких изменений в структуре и продуктивности прибрежных сообществ Байкала, […] - совершенно неоправданно и даже преступно. Это может привести к необратимым последствиям в экологии прибрежной зоны и резкому ухудшению качества воды Байкала как питьевого ресурса мирового значения», - говорится в письме Тимошкина от 31 марта.
Свои предостережения в адрес Минприроды и ЮНЕСКО направили учёные из Америки и Японии. Профессор экологии Университета Монтаны Джим Элсер заявил: «Я настоятельно призываю ЮНЕСКО и всех тех, кто связан с управлением и защитой озера Байкал, сделать всё возможное, чтобы предотвратить эти меры от реализации. Ущерб, нанесённый здоровью Байкала, будет катастрофическим и долгосрочным. Это время, когда мы должны укреплять, а не ослаблять нашу защиту этого бесценного ресурса».
Почётный профессор наук об окружающей среде Колледжа Уэллсли из Массачусетса Мэриан Мур подчеркнул, что необходимо строительство передовых очистных сооружений, если этого не будет, то Байкал рискует стать таким же загрязнённым, как и Великие Лаврентьевские озёра в Северной Америке. Научные работники научно-исследовательского института Больших Озёр в Университете Миннесоты заметили, что изменения нормативов могут в перспективе плохо отразиться на развитии некоторых сфер экономики, в том числе на туризм и рыболовство.
Глава Японского лимнологического общества, профессор Киотского университета Шин Накано уверен, что нововведения позволят промышленным предприятиям, владельцам отелей и других объектов значительно увеличить концентрацию вредных веществ в сбрасываемых стоках. А профессор Токийского университета Масуми Ямамуро заметил, что в ближайшем будущем можно ожидать увеличения сбросов в Селенгу на территории Монголии из-за развития экономики. Именно поэтому, по словам учёного, России необходимо ужесточать у себя требования к сбросам. Он предлагает несколько технологий очистки стоков, в их числе – технология осмоса и система повторного использования воды на международной космической станции. «Всё, что вам нужно, это применить ваши передовые технологии», - подчёркивается учёный.
Ради Бурятии?
На фоне этого в конце марта состоялся выезд группы депутатов Госдумы на Байкал. На заседаниях в Приангарье и Бурятии поднимались вопросы и по приказу №63. В Иркутске парламентарии поддержали требование учёных снять проект с обсуждения и отправить его на доработку. Глава комитета по экологии Госдумы Владимир Бурматов заявил, что все предложения будут направлены главе Минприроды, а депутат ГД Сергей Тен сказал, что если позицию Иркутской области не услышат, то с ней придётся дойти до президента России.
А в Бурятии депутатам представили иную точку зрения. Директор Байкальского института природопользования Ендон Гармаев заявил, что его БИП проводил научные исследования по конкурсу, и любой институт, в том числе и Лимнологический, мог принять в этом участие. По его мнению, редакция приказа, принятая в 2010 году, привела к тому, что большой объём средств, заложенных в ФПЦ «Охрана озера Байкал», остался неосвоенным. «Эти требования сегодня современные технологии очистных сооружений выполнить не могут», - цитируется Гармаев на сайте правительства Бурятии. По его мнению, существующие зарубежные технологии могут привести к удорожанию тарифов на водопользование в 9-10 раз. «Мы должны сегодня воспользоваться этой возможностью и построить новые очистные, модернизировать уже имеющиеся», - заметил учёный, подчеркнув, что по ряду параметров показатели смягчены, а по ряду – наоборот, ужесточены. «Паниковать я оснований не вижу», - добавил Гармаев.
«Те нормы, которые сейчас в приказе №63 прописаны, - это виртуальные нормы, они не работали никогда и не работают сейчас. Нет ни одних очистных не то, что в России, на Байкале, которые таким образом должны очищать», - заявил глава Бурятии Алексей Цыденов. По его мнению, с существующими нормативами не получится реализовать нацпроект, а в нём заложено строительство 18 очистных. Он также подчеркнул, что 94% водосбора Байкала приходится на Бурятию, и только 6% - на Иркутскую область, поэтому изменения, предлагаемые Минприроды, так актутальны для восточного берега озера. «Можно, например, ещё виртуальный проект ввести - чтоб люди жили до 100 лет, и не лечились, пока не изобретут таблетку, которая излечивает все болезни сразу. Точно также с приказом №63 – вот когда изобретём очистные, которые могут всё это делать, тогда и начнём чистить стоки», - заметил Цыденов.
Минприроды России обещает, что все пожелания научного сообщества будут учтены. Насколько это соответствует действительности, пока сложно сказать. 10-11 апреля этот вопрос обсудят в Новосибирске.