Депутаты Законодательного собрания Приангарья на сессии 24 декабря приняли во втором и окончательном чтении закон, благодаря которому прямых выборов мэра в Иркутске больше не будет. На заседании, как и обещал в интервью корреспонденту ИА «БайкалПост» депутат Владимир Матиенко, было жарко: противники законопроекта высказывали свои аргументы, иногда даже в неожиданно художественной форме, а защитники – пытались доказать, что у закона есть право на существование, несмотря на отрицательный опыт работы сити-менеджера в Ангарске, Братске и Усолье-Сибирском.
Фракция «Единой России» в думе Иркутска 27 ноября 2014 года провела внеочередное заседание, на котором решила обратиться в региональное отделение партии с предложением отменить выборы мэра Иркутска. В начале декабря депутат Законодательного собрания Иркутской области Андрей Лабыгин внёс в парламент проект закона, предполагающий введение в Иркутске института сити-менеджерства.
КПРФ просит объясниться
Инициатор законопроекта Андрей Лабыгин доложил парламенту, что закон имеет все необходимые заключения, при этом он широко обсуждался на разных площадках, начиная от студенческой среды, заканчивая союзом пенсионеров, а также на заседании общественных палат. В большинстве случаев, по словам депутата, закон получил одобрение.
Первыми среди тех, кого интересует, зачем отменять выборы мэра в Иркутске, стали представители фракции КПРФ. Сергей Бренюк привёл в пример не самый положительный опыт Ангарского муниципального образования, где в недалёком прошлом работала система сити-менеджмента: «Мне пришлось увидеть изнанку этой системы. В Ангарске была ситуация, когда большое депутатское большинство решило вопрос о назначении сити-менеджера через конкурс. Потом это депутатское большинство нарушилось, и началась длительная война, когда не могли выбрать мэра и долгое время пытались снять сити-менеджера. В дальнейшем выяснилось, что на выборах мэра и назначении сити-менеджера были подлоги при голосовании. Это всё дало Ангарску длительную нестабильность и очень плохо сказалось на работе муниципальной власти».
Бренюк обеспокоен тем, что в Иркутске будет такая же ситуация. Лабыгин, в свою очередь, попытался успокоить представителя КПРФ и пообещал, что в областном центре такого точно не будет, ведь на страже стоит законодательство, которое обязательно станет залогом качественного исполнения сити-менеджером своих обязанностей.
Депутат от КПРФ Ольга Носенко считает, что депутаты заксобрания обманули своих избирателей, потому что в мае 2014 года был принят закон, предусматривающий прямые выборы мэра во всей Иркутской области. Зная об этом, жители областного центра голосовали за депутатов думы города в сентябре 2014: «Мы не делегировали полномочий депутатам думы избирать мэра. Значит, это умышленно было сделано, ведь мы полгода назад приняли закон, который говорит, что в Иркутске будут прямые выборы мэра».
Член КПРФ, депутат Илья Сумароков задал главный вопрос, который беспокоит всех и при принятии закона стал камнем преткновения: «Почему мы не спросили мнение у народа, который по конституции является единственным носителем власти? Я считаю, что это некорректное отношение к такому большому городу». Сумароков предложил на время убрать вопрос из повестки заседания сессии, однако инициатива канула в Лету.
Весь мир – театр, а люди в нём актёры
Член партии «Гражданская платформа», депутат Владимир Матиенко передал парламенту подписи против прямых выборов мэра, которые собрал гражданский комитет.
Гражданский комитет создан по инициативе политологов Сергея Беспалова и Алексея Петрова. Его поддержало несколько партий, в том числе КПРФ, «Гражданская платформа», «Яблоко» и другие. С первого дня комитет начал сбор подписей против отмены выборов.
Дальше началось неожиданное представление. Владимир Матиенко прочитал всему заксобранию и представителям правительства области… самую настоящую сказку: «Через несколько дней Новый год. Я позволю себе выступление в сказочном жанре. Есть большой театр со своими актёрами, сценой, декорациями. Здесь свои Мальвины, Пьеро, Буратины, Дуремары и директор театра - Карабас-Барабас. Есть в театре и зрительный зал.
Последнее время спектакль развернулся вокруг одного события – выборов мэра. До последнего времени главное лицо этого спектакля – Буратино – устраивало всех. Но ситуация сильно изменилась. И решил тогда единый худсовет всея Руси и володин друг изменить сценарий. И вот наиболее продвинутые актёры, обласканные Карабасом-Барабасом, за одну длинную декабрьскую ночь переписали сценарий спектакля и представили его изумлённой публике. В сценарии были затронуты самые серьёзные вопросы: а вдруг зрители выберут не того Буратино? А из того ли полена его сделают? И сунет ли он свой длинный нос туда, куда не надо? Освоит ли он азбуку управления городом? Хуже того, он может продать букварь, а золотые закопать в землю…
Карабас-Барабас подумал, нужен и земельный участок Буратино и принял соответствующее решение. Некоторые горожане из числа зрителей, всякие там Петровы и Сидоровы говорят, что их мнение не учитывают и пытаются челобитную подать царю самого большого театра страны. Да куда им тягаться, наивным.
Что же будет с Буратино, спросите вы. Трудно сказать. По сказке, Карабас-Барабас хотел отправить его в очаг для приготовления себе вкусного жаркого…».
Матиенко в последний раз на заседании 24 декабря выразил отрицательное отношение к новому закону и покинул трибуну.
Демократия против жёсткого управления
Слово взял и депутат Государственной думы Антон Романов, он восхитился юристами, работающими в правовом управлении заксобрания: «Выражаю восхищение квалификацией профессиональных юристов, которые могут легко и убедительно обосновать любые решения. И сами в это же верят также».
По мнению Антона Романова, никакая комиссия, которая должна выбирать мэра, не сделает это лучше, чем сами иркутяне: «Глава города должен быть не профессионалом, а человеком, который предан интересам иркутян».
В этом вопросе с Романовым в корне не согласен единоросс, депутат заксобрания Анатолий Дубас. Он считает, что в Иркутской области управление муниципалитетами должно быть такое же, как при КПСС, и никакой демократии быть не должно: «Почему при советской власти было мощное управление в стране? Потому что, чтобы попасть на руководящий пост надо было, например, начинать с мастера цеха, с которого можно было дойти до директора завода. После этого могли пригласить в исполком. У нас сегодня управление – это хороший бизнес, где платится неплохая зарплата, и тот бизнесмен, который сидит у власти, фактически от всего защищён. Никаких избраний глав местных администраций на местах! На первом месте в управлении любой территорией должен стоять профессионал. Мне жаль, что пока мы отменяем прямые выборы мэра только по Иркутску».
Не так страшен сити-менеджер, как его малюют
Перед голосованием председатель заксобрания Людмила Берлина призвала парламентариев уйти от эмоций и трезво оценить позитивные стороны закона об отмене прямых выборов Иркутска: «В сегодняшних непростых условиях надо посмотреть, что нужно сделать в областном центре, чтобы поднять систему профессионализма управления в городском хозяйстве. Администрацию как исполнительно-распорядительный орган обязан возглавлять человек, который знает городское хозяйство, умеет налаживать диалог с предпринимательским сообществом, обеспечивать бюджетное строительство. Он должен хорошо разбираться в дорожном и коммунальном хозяйствах. Ведь если посмотреть обращения горожан, больше всего проблем именно в этих двух сферах.
Прямые выборы рискованны тем, что в обществе накопилось много избирательных технологий. Человек может прийти к управлению Иркутском, не зная городского хозяйства.
Вообще, ни одна из предложенных моделей не обладает совершенством. Однако обе они – законные. Здесь нет системы лишения кого-то права участвовать в прямых избирательных выборах».
Берлина рассказала и о механизмах страховки от «негодного» мэра: «Как сделать так, чтобы главой администрации стал подготовленный человек? Кто головой отвечает за это? Это конкурсная комиссия, которая выбирает сити-менеджера. Ещё один механизм страховки - контракт, в котором заложены права и обязанности главы администрации».
Комментируя отрицательный опыт работы сити-менеджера в других городах региона, Берлина отметила, что в Усолье-Сибирском, Ангарске и Братске у подготовленных глав администраций не было желания и амбиций заняться этой непростой работой. В Иркутске, по её словам, ситуация другая: управленцы есть, есть и амбиции.