По действующему законодательству мэра Иркутска выбирают из числа депутатов городской думы с помощью открытого голосования. В конце мая 20 из 32 депутатов выступили с инициативной поменять открытые выборы на тайные. Перед тем, как внести изменения в Устав города, должны пройти публичные слушания, где любой иркутянин может высказать своё мнение на этот счёт.
Слушания состоялись 11 июля. Уже на входе в администрацию было понятно, что народу пришло очень много. Выступающих было заявлено 56 человек - это несколько депутатов думы, представители общественных организаций, активисты, спортсмены, учителя и просто неравнодушные жители Иркутска.
В начале мероприятия председатель слушаний, депутат гордумы Алексей Распутин сообщил, что в аппарат думы поступил 121 положительный отзыв по инициативе, против - 48.
Каждому выступающему было отведено по 3 минуты. В числе первых с заранее подготовленными бумажками выступили несколько сотрудников администрации. Почти никому из них не хватило времени, но несмотря на это, после выключения микрофона они продолжали говорить.
Такую манеру подхватили и следующие выступающие. В итоге слушания превратились в настоящий балаган. Никто не слушал председателя, который просил не шуметь и соблюдать регламент, выкрикивали вопросы и реплики с места и мешали докладчикам, которые, в свою очередь, пытались перекрикнуть зал. Когда у выступающего заканчивалось время, присутствующие начинали специально громко хлопать, заглушая любую речь Распутина.
Например, иркутянка Елена Харьковская, как только вышла, заявила, что 3 минуты ей не хватит, и после того, как истекло время, она захватила трибуну и не реагировала на просьбы председателя закончить.
«Мы устали от вранья. Всё началось после того, как мы выбрали губернатора, который говорил, что услышит голос каждого - оглох на следующий день. Потом депутаты заксобрания лишили нас прямых выборов мэра. Они думают мы не в состоянии выбрать мэра? Я подняла всю страну, ЮНЕСКО, Зверева, и мы закрыли завод на Байкале. Если вы примете тайное голосование, то я выведу людей на митинг и всем расскажу. Имейте совесть. Снимите корону!» - кричала женщина.
Её время выступления давно вышло, но народ кричал, чтобы она продолжала и закончила свою мысль. Следующий выступающий молодой человек, вышел, приобнял её и уступил женщине часть своего времени. Ушла она только после того, как Распутин пригрозил вызвать охрану. После такого яркого выступления люди ещё долго не могли утихомириться.
Учитель иркутской школы №9, Татьяна Семенюк уложилась в 3 минуты: «Открытое голосование - это абсолютное доверие у голосующих друг к другу и основа политической свободы. А тайное голосование — значит спрятаться, скрыться от ответственности».
Своё мнение и опыт участия в выборах со стороны власти высказал Василий Проничев. «Что в нашем городе произошло, что депутаты так зашевелились и им потребовалось менять Устав? Я в своё время работал в секретариате нашего заксобрания и много раз наблюдал картину, когда депутаты говорили: давайте по этому вопросу проголосуем тайно. Через 15 минут я всё организовывал, проходило голосование, и в итоге мы все знали, кто как голосовал. Вывод один: всё тайное становится явным», - сказал мужчина и в конце выступления обвинил депутатов в воровстве у народа прямых выборов мэра.
Со временем выступающие начали поддерживать идею высказаться по теме прямых выборов, забыв суть слушаний. Уже когда больше половины высказались, выступления стали блёклыми и короткими. После того, как Распутин напомнил тему обсуждения, люди выходили и в одно-два предложения говорили своё мнение, в основном против тайного голосования.
Выступили также и депутаты. Они пытались объяснить почему важно закрытое голосование. Но их уже никто не слушал и не пытался выслушать. Все шушукались между собой, возмущались.
Историк и политолог Алексей Петров, который также присутствовал на слушаниях, в разговоре с корреспондентом ИА «ИрСити» заявил, что половина людей вообще не понимали, о чём тема слушаний.
«Часть людей почему-то пришли и начали выступать за прямые выборы мэра, хотя вопрос слушаний стоял вообще другой. Меня это всё заставило по-другому воспринять действительность и поменять отношение к некоторым профессиям и общественной деятельности», - сказал Петров.
Что касается вопроса, которое было вынесено на обсуждение, Петров высказался за введение тайного голосования.
«Я за тайные голосования, но не только по вчерашнему вопросу, а в целом. Когда решаются ключевые вопросы каждый человек должен зайти в кабинку и проголосовать. А то, что сейчас, мне напоминает 20-е годы прошлого века, когда избирали депутатов горсовета на рабочих предприятиях. Например, надо было избрать депутата горсовета от какого-то завода. Проводили собрание в 300 человек и говорили: кто за то, что депутатом от нашего завода был такой-то, кто против? Люди поднимали руки. Я не очень это понимаю. Мне не близки такие технологии», - заметил Петров.
По мнению политолога Сергея Шмидта, депутаты решили поменять открытое голосование на тайное, исходя из своих интересов.
«Мне не нравится, что интересы депутатов прикрываются идеологией демократии. Как раз к демократии такое решение не имеет никакого отношения, потому что любой гражданин имеет абсолютное право знать, как выбранный им политик голосует по тому или иному вопросу. Депутаты заботятся о том, чтобы оставить своё голосование тайным от гипотетического победителя, чтобы тот не стал мстить им, если они проголосовали за других. Но у этого есть и противоположная сторона - они делают это тайным для своих избирателей», - сказал Шмидт.
Он также заметил, что в решении поменять открытое на тайное голосование, есть своя корысть для чиновников. Потому что когда голосование тайное, то можно выиграть для себя бонусы у разных претендентов, а проголосовать по-своему. «По-человечески я их понимаю. В собственных интересах депутаты делают правильно. Но я знаю, что на слушаниях прозвучала хорошая мысль: зачем нам нужны депутаты, которые боятся продемонстрировать свою позицию? Мне кажется, в этом есть своя правота», - заметил политолог.
По его мнению, депутаты полагают, что, поменяв процедуру выборов, они избегут давления на себя. По этому поводу Шмидт заметил, что, если на депутата оказывают давление, с этим нужно бороться открыто. «Я сочувствую тем депутатам, на которых оказывают давление. Я рекомендую им предать огласке и злодеев, которые на них давят, и рассказать о методах, которые против них используют. От этого будет большая польза и им, и городу, и злодеям, которые в следующий раз подумают давить или не давить», - подчеркнул Шмидт.
По итогу слушаний председатель Алексей Распутин сообщил, что все выступления граждан будут учтены. Проект внесения изменений был направлен для заключения в городскую прокуратуру, региональный минюст, в администрацию и мэру Иркутска.
Прокуратура и минюст его одобрили и не выявили никаких коррупционных факторов. Замечания поступили только от мэра Дмитрия Бердникова, которые, как заявил на слушаниях глава аппарата гордумы Максим Абрамов, «не имеют существенного характера и не влияют на действительность решения в случае его принятия».
Депутаты будут обсуждать вопрос на ближайшем заседании думы. Если нынешний состав думы примет поправки, то они начнут действовать уже со следующего созыва, то есть с сентября 2019 года. Если депутаты не успеют рассмотреть эту инициативу, то они вступят в силу после истечения полномочий следующего созыва.