Р!
24 ЯНВАРЯ 2022
23 января 2022
22 января 2022
21 января 2022

Выживаем на одну банковскую карту

Корреспондент «ИрСити» провёл на себе эксперимент и попробовал отказаться от наличности в пользу банковской карты. Однако сделать полностью это не удалось.

Американский писатель-социалист Эдвард Беллами написал и издал в 1888 году роман-утопию «Взгляд назад, 2000 — 1887», в котором впервые была описана идея использования банковских карт. По сюжету романа, в 2000 году США пришли к социализму, вся экономика превратилась в единую корпорацию — «промышленную армию», члены которой за работу получали государственные кредиты. Расплатиться картой можно было в любой точке страны.

Беллами удивительно точно угадал, что технологии будущего позволят отказаться от наличных денег. Но можно ли целиком и полностью полагаться только на пластик? Провести такой эксперимент и перестать расплачиваться «живыми» деньгами я хотел очень давно, но созрел только к январю 2020 года. Однако небольшой люфт в 500 рублей я себе всё-таки оставил на случай экстренных расходов.

Всего за месяц с помощью банковской карты я потратил около 24,6 тысячи рублей. Самая большая статья расходов — транспорт — 14,4 тысячи (58% от всех трат). Забегая вперёд скажу, что именно в этой сфере у меня возникло больше всего проблем в течение месяца. На втором месте предсказуемо оказались покупки в магазинах и супермаркетах — на них ушло 4,2 тысячи рублей (17,04%). На связь и интернет — 1,5 тысячи рублей (6,02%). Всё остальное было размазано мелким слоем по прочим категориям.

Покупки

Какого-то особенного ущерба от перехода на безналичный расчёт за покупки в иркутских (и не только) магазинах я не обнаружил. Сейчас терминалы оплаты есть и в крупных сетевых супермаркетах, и в маленьких торговых точках «у дома». Их можно найти даже у продавцов на Центральном рынке. В один из обеденных перерывов я прогулялся до социальных торговых рядов на улице, и из восьми продавцов шестеро согласились принять платёж по карте, а двое других предложили перевести деньги с помощью мобильного банка.

Я живу в микрорайоне Топкинский, центральное место для покупок там одно — супермаркет «Удача». За весь январь купить продукты я там не смог всего один раз, и то произошло из-за неожиданного отключения света. В этой ситуации было не принципиально, с картой ты или с наличными, товар не пробьют в любом случае.

Самый забавный случай произошёл всё в том же Топкинском при покупке цветов. Я собрал нужный мне букет, предложил заплатить за него по карте. Девушка-продавец грустно сообщила мне, что у неё нет терминала.

— Может быть, через мобильный банк тогда заплачу? — предложил я.

— Вам сходить сложно до банкомата? — спросила она меня в ответ, но после моего объяснения про «карточный эксперимент» всё-таки согласилась мне помочь.

В Иркутске это был единственный случай, когда я столкнулся с недовольством со стороны продавцов. В магазинах Черемхово и Саянска никаких вопросов к безналу не возникало в принципе. В городах карточка точно позволит не умереть от голода. Всё больше терминалов появляется на рынке в одном из центров туризма Приангарья — в Листвянке. Поэтому удобство обслуживания по карте в сфере мелких покупок я могу оценить на «отлично».

Городской транспорт

Переходя на безналичный расчёт, я сознательно обрёк себя на ограничения в пользовании общественным транспортом. К сожалению, заплатить за проезд электронными деньгами сейчас можно только на муниципальных маршрутах, и то здесь есть свои подводные камни. Наиболее ходовые обслуживаются частниками, и, глядя на состояние некоторых автобусов, даже смешно думать о какой-то их «цифровизации».

В апреле 2017 года мэрия Иркутска в качестве эксперимента начала монтировать терминалы для электронной оплаты проезда в муниципальном транспорте. Ими были оснащены 12 автобусов маршрутов №67 и 37, два трамвая №2 и два троллейбуса №1 и 7к. Результаты эксперимента признали успешными, и к концу августа того же года терминалы появились на всех машинах «Иркутскавтотранса» и «Иркутскготранса».

Муниципальный транспорт относительно беспроблемно позволяет добраться от редакции до стратегически важных точек (типа мэрии или областного правительства). Проще всего это сделать на троллейбусе — через остановку «Сквер имени Кирова» проходит пять из десяти троллейбусных маршрутов. Когда не было желания идти, выручали «рогатые». Только один раз там не сработал терминал — водитель отпустил меня без оплаты.

Интереснее дело обстояло с поездками из дома на работу и обратно. Из Топкинского в город идут два основных маршрута — автобус №67 (муниципальный) и маршрутка №27 (частно-муниципальная). У автобусов есть расписание, которое не всегда соблюдается, поэтому всецело полагаться на него нельзя. На одну «городскую» маршрутку приходится примерно три-четыре частных, они идут с интервалом в 3-4 минуты.

При этом, как правило, муниципальные маршрутные такси заполняются до отказа уже на конечной остановке, они очень популярны среди школьников и пенсионеров. Вот и получается, что если ты хочешь комфорта — либо стой на остановке и надейся, что автобус приедет вовремя, либо иди на конечную остановку в Топкинском и стой в очереди на муниципальную маршрутку.

Электронная плата за проезд в электрическом транспорте Иркутска, по моим ощущениям, работает почти что с точностью швейцарских часов. В январе я десятки раз ездил на трамваях и троллейбусах, и за всё это время терминал не сработал только один раз. В автобусах и маршрутках дело обстоит иначе.

Водители маршруток на утренних рейсах то ли случайно, то ли специально забывают включать терминалы. На просьбу сделать это при выходе они реагировали по-разному: кто-то извинялся и включал, кто-то недовольно ворчал, а один раз вечером шофёр даже не стал подбирать выражений и потребовал, чтобы я дал ему мелочь. В той ситуации делать этого я не стал из принципа.

Один из водителей «Иркутскавтотранса», попросивший не называть его имя, рассказал, что чаще всего терминалы не включают намеренно. Дескать, при электронной оплате деньги уходят по какой-то очень сложной схеме в Красноярск или Новосибирск, а потом их приходится очень долго ждать обратно. Не знаю, правда это или нет, но это очень ярко показывает, что об удобстве пассажиров задумываются не все.

Всего за месяц я совершил около 50 поездок на общественном транспорте и заплатил по карте чуть меньше 700 рублей. Когда позволял случай, старался ходить пешком. Так что мой эксперимент сделал как минимум два добрых дела — немного сэкономил мне деньги на поездках (проезд в муниципальном транспорте стоит дешевле, чем в коммерческом) и дал возможность дышать свежим воздухом почаще.

Между городами

В январе много ездил из Иркутска в другие города. Новогодние каникулы проводил в Черемхово и Саянске, потом обстоятельства сложились так, что нужно было часто бывать в Ангарске.

Кубышку с наличностью пришлось распечатывать уже 3 января. Из Черемхово до Саянска можно доехать только транзитом через Зиму. О терминалах оплаты в тамошних междугородных автобусах и маршрутках никто не слышал, поэтому вариант был один — платить наличными.

Самым ориентированным на клиента с банковской картой оказался железнодорожный транспорт. С помощью электронных денег билеты на пригородные поезда можно приобрести в кассах. На всех крупных станциях, а также на некоторых мелких установили терминалы самообслуживания. Кроме того, есть все возможности покупать билеты онлайн — на сайте и в мобильном приложении РЖД. Поэтому за маршрут Иркутск — Черемхово — Зима волноваться не приходилось.

Основательно пришлось потратиться при поездках в Ангарск — самый ближний из всех городов, куда мне приходилось ездить. Добираться туда нужно было оперативно, поэтому вариант с электричкой отпал сразу: в те временные отрезки, которые были нужны — с 9 до 11 утра, — их попросту не было. В междугородних автобусах электронную оплату пока ещё не ввели. Из-за этого пришлось воспользоваться услугами такси — за 11 поездок в общей сложности я отдал около 8,8 тысячи рублей.

Билет на автобус стоит всего 100 рублей, на 11 поездок бы в общей сложности пришлось потратить всего 1,1 тысячи рублей. Конечно, с такси вышло намного дороже, зато была соблюдена чистота эксперимента.

Так можно ли жить только на карту?

Чёткого ответа на этот вопрос для себя я не нашёл. Для меня пластик намного удобнее наличных денег — хотя бы из-за того, что мне не приходится их считать. В безнале есть свои преимущества, главное из которых — система кешбэка. Так, после установки терминалов на муниципальном транспорте Иркутска «Сбербанк» возвращал по 1,5-2 рубля с каждой поездки бонусами. Акция продлилась около года, и для меня стало приятным сюрпризом, что я накопил около 700 рублей.

Главный недостаток я ощутил во время переездов. Удивительно, сейчас картой можно расплатиться на рынке или в каком-нибудь мелком магазине уездного города, но нельзя — в автобусе между двумя наиболее связанными городами Иркутской области, Иркутском и Ангарском. Но время идёт. Когда-то давно там ввели бронирование билетов через Интернет, потом появилось оповещение об остановках. Возможно, когда-нибудь установят и электронные терминалы, которые будут работать. А пока — готовим мелочь и не загоняем себя в жёсткие рамки.

НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила