Арсенал следователя-криминалиста включает в себя множество различных интересных устройств, о существовании которых обыватели могут даже не догадываться. С их помощью очень просто найти скрытую камеру в кромешной тьме и прочитать даже удалённую переписку с мобильного телефона или компьютера. Сотрудник следственного управления СКР по Иркутской области поделился с порталом «ИрСити» секретами своей работы и рассказал о громких и запоминающихся делах.
25 июля следователи СКР будут отмечать свой профессиональный праздник — День сотрудника органов следствия Российской Федерации.
Наш герой — следователь-криминалист Александр Лытин. В СКР он работает больше года, до этого у него за плечами была служба в экспертно-криминалистическом центре МВД. Человеку с улицы стать криминалистом Следственного комитета невозможно. Во-первых, нужно обладать опытом следственной работы; во-вторых, работе в СКР предшествует серьёзная подготовка, которую в том числе нужно проходить в Москве.
Одно из многих громких дел, где работал наш собеседник — бунт в исправительной колонии строгого режима №15 в Ангарске. По словам Александра Михайловича, там был колоссальный объём работы. «С помощью квадрокоптера мы тогда установили границы разрушений и разбили всю территорию на квадраты, где работали следователи и эксперты. Нужно было провести всю работу в кратчайшие сроки. Я там пробыл почти двое суток», — рассказал криминалист СК России.
При работе «в поле» следователям, кроме квадрокоптеров, также помогают обычные бытовые дальномеры и GPS-навигаторы с загруженными картами Иркутской области. Их используют для установления границ незаконных рубок или свалок. Очень часто это делается вручную, следователям нужно пройти немалое расстояние, чтобы наложить трек на карту и более-менее точно определить территорию.
Нередко правоохранителям приходится иметь дело с различными электронными устройствами. В арсенале Следственного комитета есть программно-аппаратный комплекс, который способен подключиться к разным флеш-накопителям, телефонам, компьютерам, серверам и считать с них нужную информацию, восстановить удалённые файлы или установить частотность разговоров с тем или иным собеседником.
Для поиска металлических предметов используются привычные всем металлоискатели, которыми фиксируются объекты для создания полной картины места преступления, магнитные грабли (с ними сподручно собирать различные металлические предметы, в том числе гильзы) и мощные магниты разных размеров. «Они очень эффективны при поиске орудий преступления, которые преступники сбрасывают в воду, траву или снег», — отметил собеседник.
Разные «жучки» (скрытые подслушивающие или записывающие устройства), телефоны, SIM-карты и тому подобное можно обнаружить с помощью специальных детекторов нелинейного перехода. Они работают по принципу металлоискателей, но срабатывают при попадании в поле зрения микросхем. Показанный образец эффективен на улице или в помещениях, где нет электроники.
Скрытые камеры следователи ищут с помощью устройства «Оптик-2». Внешне он похож на бинокль, разве что меньше в размерах. Я попытался спрятать свой телефон в разных вещах, оставив лишь небольшую щёлочку для камеры, но следователь его моментально обнаружил.
Напоследок Александр приготовил минутку волшебства. Он положил на стол две тряпки, которые внешне ничем особенным не выделялись, потом отключил в кабинете свет и зажёг источник криминалистического света. Устройство похоже на обычную диодную лампу, но вместо «белого» света оно даёт «ультрафиолетовый». Когда мы надели специальные очки с фильтрами, на тряпках проявились следы крови и прочих биоматериалов.
Свежие пятна крови поглощают свет, поэтому через фильтр они выглядят более тёмными, а вот «застарелая» кровь «подсвечивается» очень ярко. Как отметил собеседник, разные биоматериалы дают разные цветовые оттенки при рассмотрении через фильтр, поэтому даже без проведения экспертизы можно примерно понять, с чем имеешь дело.
«Какое самое основное средство нашей работы? Голова», — с улыбкой сказал Александр и отметил, что роль криминалиста в расследовании преступлений действительно велика. Бывает, что некоторые дела не раскрываются годами, но после сотен анализов, экспертиз и бесчисленного множества мозговых штурмов правоохранители находят преступников, пытавшихся скрыться от закона.
По его словам, самое запомнившееся ему дело было связано с поимкой серийного педофила около 10 лет назад. Сейчас он отбывает тюремный срок. Злоумышленника удалось установить только после того, как одна из его жертв смогла выбраться из его рук.
«Преступление произошло зимой. На девочке было очень много одежды, на которой остались следы краски. Мы проверили много старых домов, в одном из них на дверях обнаружили волокна одежды и следы преступника. Краска осталась и в ботинках насильника. Таким образом, мы одновременно получили привязку места и к девочке, и к преступнику», — рассказал следователь-криминалист.