Кресло мэра столицы Приангарья впервые занял человек, избранный не прямым и всеобщим голосованием, как это происходило раньше, а, практически, назначенный депутатами городской думы. Прогнозы политиков и экспертов по поводу того, насколько удачным для Иркутска станет это событие, разошлись: одни считают, что ничего хорошего от них ждать не стоит, другие же призывают подождать и оценить, как Дмитрий Бердников будет решать оперативные задачи.
История со сменой принципа организации местного самоуправления, иными словами - власти в Иркутске развивалась со скоростью снежного кома. Необходимые для отмены прямых выборов мэра нормативные акты различного уровня были приняты за два месяца, и теперь главу города выбирают сроком на пять лет депутаты городской думы. Итог депутатского голосования ни для кого не стал неожиданностью – имя Дмитрия Бердникова как основного кандидата на пост мэра звучало довольно давно. Он же стал «официальным» и единственным кандидатом на эту должность, за него отдали голоса все присутствовавшие на заседании думы депутаты.
«Мэр, не отягощенный надеждами»
Произошедшие события вызвали крайне неоднозначную оценку политиков и экспертов, причем обсуждение сосредоточилось не столько вокруг непосредственно личности нового мэра и его управленческих качеств, сколько вокруг механизма, который принес ему власть. Так, по мнению Сергея Ильина, директора «Байкальского аналитического центра», прошедшие события никак нельзя назвать выборами – это было чистой воды административное назначение.
- Безусловно, это не выборы. Депутаты единогласно утвердили единственную предложенную кандидатуру, желая продемонстрировать высокий уровень партийной дисциплины. Никакой альтернативы, никакой борьбы. Несуразное решение об отмене прямых выборов было вызвано, в том числе, уроком, который «партия власти» получила пять лет назад, когда на волне протестного голосования пост мэра занял Виктор Кондрашов. Однако, выводы из этого события были сделаны абсолютно неправильные. Вместо того, чтобы за прошедшие пять лет доказать избирателям свою работоспособность, принять меры для повышения явки, в общем, поработать над ошибками, вновь была сделана ставка на унаследованный от предшественницы «Единой России» - КПСС сугубо номенклатурный подход к проведению выборов.
По словам эксперта, эти события заставляют поднять вопрос о том, насколько дееспособно руководство иркутской «Единой России», если за довольно внушительный промежуток времени партией ничего не было сделано для того, чтобы заручиться поддержкой жителей города, которая бы могла принести успех на прямых выборах. Последствия же могут быть довольно печальны.
- Если предположить, что Дмитрий Бердников допустит существенную ошибку в управлении, или же окажется в центре коррупционного скандала возникнет вопрос – кто будет отвечать за его поступки? Ведь полномочия, так сказать, из рук избирателей он не получал. И что в этом случае будут делать депутаты, которые его порекомендовали? Ведь они-то были избраны, и, соответственно, несут ответственность перед народом. Что же они, всем составом подадут в отставку? Словом, я надеюсь, что следующего мэра Иркутск уже будет выбирать как положено – прямым голосованием.
Политолог Сергей Шмидт в принципе с настороженностью относится к присутствию бизнесменов в муниципальных органах власти. Городом нельзя управлять как бизнес-системой, здесь действуют совершенно другие принципы, и успех в бизнесе не значит успешного управления городом. Основной риск даже не в том, что человек будет продвигать свои бизнес-интересы, а в том, что он просто не справится с поставленными ему задачами, - уверен политолог.
- Единственное хорошее, что я вижу в этой ситуации – с именем Дмитрия Бердникова никто не связывает завышенных ожиданий, поэтому у нового мэра есть счастливая возможность никого не разочаровать. Если будут успехи – они многих приятно удивят, если успехов не будет – никакой трагедии. Это, пожалуй, единственный «бонус» у мэров административного происхождения. Кстати, именно с завышенными ожиданиями во-многом связана трагедия Виктора Кондрашова – от него ждали слишком многого. Дмитрий Бердников же станет первым мэром, не отягощенным надеждами.
По словам Сергея Шмидта еще один положительный момент связан с тем, что в ближайшее время город не будут потрясать конфликты с главой региона, поскольку новый градоначальник и Сергей Ерощенко будут работать в связке. Впрочем, в случае очевидных провалов политики Дмитрия Бердникова отвечать за них придется губернатору, ведь он если не создал, то горячо одобрил кандидатуру нового иркутского мэра.
Негативную оценку произошедшим событиям дал депутат Госудрственной думы от партии КПРФ Евгений Рульков. Отметив, что партия всегда была категорически против использования в Иркутской области как модели «мэр-сити-менеджер», так и модели «мэр, избираемый из своего состава депутатами», депутат сообщил, что, по его мнению, последствия для города будут крайне негативными и скажутся, прежде всего, на качестве управления городом.
- По моему личному мнению, Дмитрий Бердников, да и любой другой человек на его месте будет чувствовать себя в этой должности, как избранный только депутатами, довольно некомфортно, ведь население может воспринять его как нелегитимного руководителя.
Поживём-увидим
Противоположную точку зрения озвучил Константин Калачев, политолог, руководитель «Политической экспертной группы», положительно оценивший как нового мэра, так и механизм его избрания. Как считает политолог, многочисленные положительные отзывы о Дмитрие Бердникове как управленце, а также – тот факт, что все без исключения депутаты думы Иркутска отдали за него свои голоса сам по себе говорит о многом.
- Плюсы выбранной модели, которая к тому же одобрена федеральным центром, очевидны. Во-первых, глава областного центра по определению должен работать в связке с губернатором. Особенно в условиях кризиса, когда конфликты муниципальной и регаональной власти крайне противопоказан. Глава города оказывается под двойным контролем – со стороны губернатора и со стороны городской думы – есть кому спросить за качество его работы. Еще один плюс в том, что город обходится без больших и затратных для бюджета выборов. К тому же, принятая модель выборов гарантирует, что муниципалитет не станет заложником популистских заявлений победившего кандидата, которые очень часто звучаат на российских выборах. А эта проблема довольно актуальна для российских городов - люди легко покупаются на изначально невыполнимые обещания и голосуют за пропулистов, которые потом садятся на скамью подсудимых.
Как подчеркнул эксперт, возможные негативные последствия от применения выбранной модели зависят от того, насколько конкретный человек чувствует ответственность перед горожанами. Но, опять-таки, их можно избежать засчет регулярно обновляемых рейтингов эффективности градоначальников, которые отслеживаются федеральным центром. Позиция в этом рейтинге зависит от умения мэра налаживать контакты с горожанами, определять долгосрочные перспективы развития муниципалитета, и оперативно реагировать на текущие проблемы. Так что у выбранного депутатами мэра есть столь же прямая мотивация работать на рост рейтинга, как у выбранного прямым голосованием работать на последующее переизбрание.
Определенный риск, связанный с пребыванием нового мэра на посту связан с тем, как в дальнейшем будет развиваться общероссийский экономический кризис и как он отразиться на Иркутской области. В России любят искать «стрелочников», на которых вешается ответственность за события, от них мало зависящих. Усугубление кризиса может сопровождаться и поиском виноватых, а ими зачастую становятся нижестоящие руководители – мэры и губернаторы.
- Проблема в том, что нельзя «опустить» один уровень власти, не подрывая доверия к власти вообще. Потом, виноватого-то, конечно, найти можно, но где гарантия, что следующий управленец не будет хуже? А учитывая острый дефицит управляющих кадров в стране найти эффективного управленца на должность губернатора или мэра – сложная задача. Впрочем, я надеюсь, до этого не дойдет - самые мрачные прогнозы о ходе кризиса уже не оправдываются, и ситуация становится более-менее управляемой.
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика», в свою очередь, предположил, что какие-либо выводы о последствиях смены модели выбора иркутского мэра делать рано:
- Дискуссия о качестве выбранной модели идет уже давно, но избираемый депутатами мэр – неформальное требование, которое исходит из федерального центра, и регионам волей-неволей приходится этому следовать. В конкретном случае очень многое будет зависеть от персоны, а она явно не случайна – Дмитрий Бердников имеет большой и положительный опыт в бизнесе и антикоррупционной деятельности. В любом случае, споры на этот счет будут идти еще какое-то время.
С мнением Михаила Виноградова согласился депутат государственной думы РФ Андрей Крутов: «Меня в этой истории смущает одно – процедура была проведена уже после выборов нынешней Иркутской думы. На моц взгляд было бы честнее объявить об этом до начала выборов, чтобы и избиратели, и кандидаты осознавали свой уровень ответственности. Конечно, существует определенный риск того, что выбранный довольно узким составом человек в своей деятельности будет отчитываться не перед всеми жителями города, и лишь перед своими непосредственными избирателями – депутатами. Впрочем, я надеюсь, что этого не произойдет. В любом случае, прежде чем выносить какие-либо суждения, необходимо посмотреть, как новый мэр будет справляться со своими задачами».
Политолог Алексей Петров также убежден, что нужно дождаться первых кадровых решений и выборов председателя городской думы, прежде чем делать какие-то выводы о том, кто и как будет работать с новым мэром.
- Событие, конечно, ожидаемое, знаковое для города, но, к сожалению, прошедшее практически без участия горожан: ведь все мы знаем, какая была явка на последних выборах. Будем считать, что и для нас, горожан, это будет уроком. Идешь на маленькие выборы, а должен предполагать что при этом тебя лишат больших. Может даже в будущем научимся голосовать. Так или иначе, будем надеяться, что новый мэр, как минимум, любит Иркутск. А как максимум – приложит усилия, чтобы городская жизнь стала не хуже, чем была. Городские дороги – лучше, улицы – чище, городской бизнес – социально активнее, таблички на домах – исторически выверенные.