Модель из Иркутска Лиана Клевцова взорвала сеть своими «обнаженными» акциями протеста. Девушка раздевалась на фоне отделения «Сбербанка» с лозунгом «Ипотека погашена», раздевалась на автозаправке, возмущаясь ростом цен на бензин. После забастовки водителей Лиана в свойственной ей манере показала, как те или иные цены на проезд могут сказаться на кошельке пассажиров и водителей.
В социальных сетях не утихают споры: эксгибиционистка или борец с несправедливостью? В интервью ИА «БайкалПост» Лиана рассказала об обратной стороне интернет-славы, реакции родителей на её акции и дальних предках с Урана.
- Лиана, вся новостная лента заполнена сообщениями о твоих акциях. Как часто к тебе обращаются с просьбой об интервью? На тебя выходили иностранные СМИ?
- С каждой новой акцией интерес со стороны СМИ растёт в геометрической прогрессии. Приоритет – российские региональные и федеральные издания. Далее идут СМИ ближнего зарубежья: Белоруссия, Украина и остальные наши соседи. Но иногда обращаются совсем далёкие от нас страны – Израиль, Германия, Англия и даже Шри-Ланка.
- Ты неохотно даешь интервью, верно? С чем это связано?
- Давать интервью – это огромная ответственность, вспоминается фраза «Всё, что вы скажете, будет использовано против вас в суде». СМИ даже не надо брать у меня интервью, чтобы перевернуть всё с ног на голову. Яркий пример: лондонское издание «Express» выпустило статью под заголовком «Model becomes internet sensation after taking to streets NAKED to protest against Putin». Суть их материала в том, что я провожу акции против власти и непосредственно Путина. Вот такая оппозиционерка. Поэтому давать интервью - дело опасное, что-то выдернут из контекста и будут трактовать, как удобно для рейтинга, скандала и привлечения внимания к собственному изданию.
- Ожидала ли ты, что твои акции протеста приобретут такую известность?
- Нет, не ожидала и не предполагала, что мне однажды скажут: «Как вы прокомментируете ваш протест против тоталитарного правления Путина?» Просто не подозревала, что всё вырастет в такой огромный информационный «снежный ком» из домыслов, догадок, журналистских умозаключений, а порой и откровенной лжи.
- Узнают ли тебя на улицах Иркутска?
- Да, узнают, уже начали просить автографы, но людей при виде меня реагируют «Да не может быть, просто показалось, просто похожа». Я всегда доброжелательна к людям, и если они улыбаются, почему я должна вести себя иначе?
- Все, кто видел фотографии с твоих проектов, гадают: «либо эта девушка действительно неравнодушна к социальным проблемам, либо она просто любит раздеваться на публике». А как бы ты сама описала себя?
- На одном из телеканалов было выступление психолога относительно моей личности и причин, по которым я провожу такие акции. Диагноз был поставлен однозначно: эксгибиционизм. Видимо, выступление психолога по отношению ко мне было жизненной необходимостью. Интересно, где был её профессионализм, когда «Молоточники из Иркутска» забивали людей на улицах нашего города?
Сама же я знаю, что я «от и до» создаю чётко спланированные и выверенные проекты, в которых есть идея и позиция. Эксгибиционизм не требует сценария и идеи, иначе моделям жанра «ню» и натурщицам можно было бы приписать диагноз «эксгибиционизм». В обычной жизни я хожу одетой, нас окружают дети, люди старшего поколения, и нужно считаться с общепринятыми моральными нормами. Наши съёмки я провожу или глубокой ночью или так, чтобы возможность появления случайных зрителей была сведена к нулю.
Видели ли твои фотографии родители? Если да – что они думают об этом?
- Родители были в шоке. Особенно мама, она до сих пор крайне негативно относится к этому. Сейчас она просто смирилась, что управлять дочерью уже невозможно. Я же заняла позицию «Я не убиваю, не ворую, не курю, не пью, наркотики не распространяю и сама не употребляю, значит, я не самая плохая дочь». Мама очень консервативна, и то, что я делаю, неприемлемо для неё. Но порой знакомые ей говорят, что в моих поступках есть здравый смысл... Возможно, какая-то доля поддержки зародится в её сердце.
- Судя по количеству комментариев в социальных сетях, твои акции не оставляют никого равнодушным. Интересно, а что ты чувствуешь, когда смотришь на свои фотографии, сделанные в знак протеста?
- Кроме приписываемого мне эксгибиционизма, я также не страдаю нарциссизмом. Я не смотрю на то, что сделано, а просто продолжаю разрабатывать новые акции.
- Ты читаешь комментарии к своим фотографиям? Есть ли отзывы, которые запомнились тебе больше всего?
- Теперь я просто физически не сумею отследить все комментарии и ресурсы, на которых размещена информация об акциях. Но больше всего откладываются в памяти слова поддержки и положительные отзывы от людей старшего поколения. Нет ничего лучше, чем прочитать: «Мы поняли, что ты хотела сказать, и полностью поддерживаем тебя!»
- Некоторые пользователи оставляют очень агрессивные и порой жуткие комментарии. Не пугают ли тебя подобные недоброжелатели?
- Угрозы идут постоянно, но как всегда это безликие люди с фейковых страниц с фразами: «Мы тебя изувечим, изнасилуем, лицо бритвой подправим, на инвалидную коляску посадим, выбирай кислоту для своего лица»… Конечно, неуютно осознавать, что эти люди – часть нашего общества, но, как сказал мне один умный человек: «Те, кто угрожает, вряд ли что-то сделает. Тот, кто представляет реальную опасность, будет делать это молча». Я уже привыкла, просто это обратная сторона медали. Всё-таки хороших людей в сотни раз больше.
- Чем ты планируешь заниматься в жизни? Есть ли задумки будущих акций?
- У меня в самом разгаре учёба. Какой вуз? Это военная тайна, деканат и так стоит на ушах из-за моих выходок, скажу только, что это инженерная специальность. Я точно знаю, чем буду заниматься, знаю, что влюблена в дело, которому собираюсь посвятить свою жизнь. Главная задача – чтобы люди поняли, что я хочу донести до них. Будем стараться.
- Ну и напоследок, в чём секрет твоей «морозоустойчивости»?
- Единственное объяснение я нахожу такое: мои далекие предки были с Урана. Это самая холодная планетарная атмосфера Солнечной системы с минимальной температурой в 49 К (−224 °C). Конечно, я шучу, а то психологи припишут шизофрению. Я просто закалённая сибирская девчонка с отменным здоровьем!