ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На пересечении улиц Казанской, которая теперь называется Декабристов, и Ремесленной, рядом с Казанской церковью, находится двухэтажный деревянный дом с зелёными ставнями. На него сразу обращаешь внимание из-за большого красивого балкона. Он пережил пожар 1879 года, является памятником федерального значения, а ещё с конца XIX века хранит тайны одной и той же семьи.
Портал «ИрСити» и историк Алексей Петров (по решению Минюста России от 29 сентября внесён в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента) запустили совместный проект о деревянных домах «Исчезающий Иркутск» в октябре 2014 года. С тех пор рассказано более 100 историй о заброшенных, полуразрушенных памятниках архитектуры и просто знаковых для города зданиях. Некоторые из них уже исчезли с карты Иркутска.
Улица Декабристов довольно тихая, её тишину нарушают только трамваи и доносящаяся из церкви звонкая мелодия. Мы с Алексеем Петровым проходимся вокруг дома — удивительно сколько голубей его облепили. На здании находится табличка, на которой указано, что это объект культурного наследия федерального значения «Жилой дом 1870-х годов». После звонка в дверь к нам вышла Мария Матвеевна, жительница дома.
Она рассказала, что переехала в этот дом - к сыну - после смерти мужа, да так и осталась. По словам женщины, дом принадлежал родственникам её семьи. Сначала Ивану Герману, польскому дворянину, а после его смерти перешёл его сыну - Владиславу, который родился в 1884 года в Балаганске.
Владислав был женат на Матрёне Иннокентьевне из Братского уезда. Это была умная, грамотная женщина, рассказывает наша собеседница. У них было два сына. Родственники Марии Матвеевны живут в доме с середины 90-х.
По её словам, в доме жили только члены семьи, хотя иногда квартиры - их здесь всего пять - сдавались. В доме до сих пор работает печное отопление. На участке рядом, рассказывает женщина, раньше было сооружение для прислуги, но от него уже ничего не осталось.
Мы с Алексеем Петровым спросили Марию Матвеевну, что для неё значит жить в деревянном доме. «Мне нравится, выйду — как в деревне, посидела, печку подтопила, воздух свежий. Мне хорошо», - с улыбкой ответила она.
Никакой исторической справки о доме или его владельце нам найти не удалось. Хозяйка дома сообщила корреспонденту «ИрСити», что сама установила табличку на дом о том, что это памятник федерального значения. Дом очень часто проверяет комиссия министерства культуры, которая предупреждает, что в доме нельзя ничего менять - объект культурного наследия. К сожалению, она отказалась рассказывать о своей семье, объяснив это тем, что это слишком личная и дорогая для неё история, которой она не готова делиться.