Экономика Васильев: Хватит только торговать, пора производить

Васильев: Хватит только торговать, пора производить

Во второй половине 2000 годов Правительство России во благо развитию отечественной экономики предложило регионам создавать кластеры.

Во второй половине 2000 годов правительство России во благо развитию отечественной экономики предложило регионам создавать кластеры. В Иркутской области процесс был запущен только в 2014 году, но всего за год были созданы три территориально-отраслевых комплекса – фармацевтический, машиностроительный и полимерный. Портал «ИрСити» попросил руководителя Центра кластерного развития (ЦКР) фонда «Центр поддержки предпринимательства Иркутской области» Антона Васильева объяснить, что такое кластеры в Приангарье, как они работают и какие результаты уже приносят.

- Простой, но важный для понимания темы нашего разговора вопрос – что такое кластеры, можем мы где-то увидеть их?

- Если говорить о предыстории, то кластеры – это фактически версия 2.0 того, что делали в СССР, когда несколько предприятий объединялись и работали на выполнение одной производственной задачи. Сейчас кластерами называют территориально-отраслевые комплексы, которые состоят из разных компаний, объединённых географией и какой-либо отраслью. Мы выстраиваем кооперационные цепочки между входящими в комплекс фирмами, благодаря которым производственники экономят, снижают издержки, а также делятся между собой опытом работы. Приведу простейший пример – нужно какой-то компании привезти фуру сырья, допустим, из Уфы. Машина из центрального региона, условно, стоит 250 тысяч рублей, но компания мелкая, ей надо всего 5 тонн. Если она скооперируется с другими фирмами, то стоимость доставки сократится в разы, а выгода будет всем и в деньгах, и по срокам доставки.

Число резидентов в трёх кластерах постоянно увеличивается. По последним подсчётам, в машиностроительном кластере у нас 40 резидентов, в фармкластере давно перевалило за 60, в полимерном, который был создан только 11 декабря, – 10 компаний. Во всех трёх у нас собралось более 100 фирм-участников – это и производственники, и научные центры.

- Можете привести пример работы одного из трёх действующих кластеров – как осуществляется взаимодействие резидентов?

- Например, машиностроительный кластер. Мы сконцентрировали его работу на одном из ведущих в регионе и России предприятий – Иркутском авиационном заводе, где фактически сейчас работают над стратегическим проектом самолёта МС-21. С помощью кластера мы хотим привлечь относительно небольшие компании, не только региональные, к процессу производства и готовы довести их до уровня поставщика. Так, на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2015) были подписаны инвестиционные соглашения с компаниями «Промтех-Дубна» из Подмосковья и «Би Питрон» из Санкт-Петербурга – обе они стали поставщиками ИАЗ и планируют открыть у нас свои филиалы, трудоустроить людей. Специально для таких резидентов недалеко от авиазавода создаётся индустриальный парк «Иркут».

- Правильно я понимаю, в машиностроительном кластере резиденты ориентированы на авиационное машиностроение?

- Нет, будь это так, мы бы назвали его авиационностроительным, а у нас задачи шире. В кластер входят как относительно крупные производства – Иркутский завод тяжёлого машиностроения, так и мелкие, где всего несколько человек. Например, у нас есть небольшая фирма, сотрудники которой выпустили пилотную модель строительного 3D принтера. Предприниматель-изобретатель с детства увлекается робототехникой, и мы помогаем ему, потому что это производство инновационной техники, регион в ней заинтересован.

- А фармацевтический как работает, есть уже результаты?

- Безусловно, есть. На выставке в иркутском «Сибэкспоцентре» в октябре 2015 года порядка восьми компаний объединились и представили стенд Байкальского фармацевтического кластера. Наш Центр помог им создать площадку для взаимодействия с покупателями и с потенциальными клиентами на уровне «бизнес для бизнеса».

1 из 3

Также у нас разработан бренд «Байкал-Био», в который мы намерены вовлечь всех резидентов-производителей по трём направлениям, – БАДы, антисептики и лекарственные препараты. Для бренда уже придуман логотип в виде шишки, которым производители начнут брендировать свою упаковку. Эта «шишечка» будет говорить покупателям о принадлежности компаний к кластеру и послужит региональным брендом на федеральном уровне. Сейчас мы находимся в процессе регистрации торгового знака, стараемся, чтобы всё заработало как можно быстрее. Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод – наш резидент – также согласился в дальнейшем брендировать свою продукцией этим товарным знаком. ЦКР оказывает поддержку в продвижении этого бренда и продукции участников кластера.

- Почему третьим кластером сделали полимерный?

- Это инициатива людей – предпринимателей из Ангарска. Сами захотели, пришли к нам с предложениями, рассказали об идее, мы выслушали и решили поддержать, оформили соглашение, которое позже зафиксировали подписями. У нас оказалось много производителей, связанных с переработкой полимерного сырья. Все они фактически являются клиентами Ангарского завода полимеров: кто тару производит, кто плёнку, кто трубу; работают в одном сегменте и хотят получать поддержку в виде снижения цен на сырьё. Им интересно развиваться, но они понимают, что конкурируют в одной области и топчутся на одном месте. Сейчас мы в этом кластере формируем проекты, которые будем поддерживать.

Вообще, работа у нас строится следующим образом: мы не выдаём деньги по запросу резидента, а тщательно прорабатываем каждый проект, чтобы он был выгоден всем участникам. Бывают проекты важные для региона. Например, тот же «Усольехимфарм». Мы понимаем, в какой экономической ситуации оказался город Усолье-Сибирское, где не так много осталось производственных предприятий, как нам не поддержать хим-фарм завод? Выделили средства на регистрацию трёх субстанций и шести лекарственных препаратов. Сумма поддержки не астрономическая, но ощутимая.

- В будущем собираетесь создавать ещё кластеры?

- В Кемеровской области – близком к нам регионе – шесть кластеров действует, а мы чем хуже? У нас в Иркутске очень умные люди живут, и им очень важно помогать. Смысл ведь не в отчётности по созданию этих комплексов, а в реальной помощи. В Ангарске можно смело организовывать кластер строительных материалов – эта идея на поверхности. Кластер лесопереработки – сложная в исполнении, но логичная для нашего региона идея. Туризм – сколько уже о нём сказано, IT-кластер… Почему в Якутии такой есть, а у нас нет, хотя и специалисты имеются, и дата-центр строится. Много о чём можно говорить, а мы от сохи идём: есть компании, готовые объединяться, мы с ними работаем.

- Если сравнивать с другими регионами, насколько быстрыми темпами у нас идёт кластерное развитие?

- Если сравнивать себя с лучшими - с той же Казанью, где всё активно и энергично – они нас, скажем, на порядок опережают с точки зрения развития инфраструктуры. В иных регионах так же, как у нас – большое отставание. Есть в Казани большой индустриальный парк «Химград», его начали строить в 2006 году. Сейчас 2016-й, и там всё хорошо, а у нас только начинается.

- Кто финансирует работу вашего центра и, соответственно, резидентов?

- Наш центр является структурным подразделением Фонда поддержки предпринимательства Иркутской области, а финансирование складывается из трёх источников – регионального, федерального бюджетов и, так называемой, внебюджетки. Последняя часть – это финансирование самих участников кластеров. Примерно 19% даёт регион, 3 - 5% приносят резиденты, остальное финансирование полностью зависит от федерации. Все субсидии, которые получаем от Министерства экономического развития России, мы выигрываем на конкурсной основе.

- Много ли людей в регионе, готовых производить: есть трудовой ресурс для эффективной работы кластеров?

- При привлечении резидентов в кластеры, мы сталкиваемся с одной проблемой – руководители компаний думают, что, вступая во взаимодействие с конкурентами, они могут как-то навредить своему делу. Собрались, допустим, 10 производителей диктофонов и думают, что кто-нибудь у кого-нибудь украдёт какую-то уникальную идею. Мы с этим боремся и объясняем, что задача не в кражах идей, а в общей экономии издержек, создании крупной дискуссионной площадки, благодаря которой небольшие компании смогли бы вставать на ноги.

Очень много у нас людей, готовых производить и понимающих суть процесса. Торговые ресурсы уже исчерпаны – настало время самим учиться создавать. Понятно, что это сложнее, чем купить что-то готовое и перепродать, но производство долговечнее, правильнее и надёжнее, особенно, когда делаешь уникальные продукты. Люди, которые так мыслят, у нас есть, и их всё больше.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Чувствовала себя поэтессой на морях». Иркутянка второй год ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Мнение
«Никто не спрашивает мать: „Как вы?“». Иркутянка рассказала, через что прошла, когда ее сын решился на самое страшное
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления