Весна 2022 года выдалась для иркутских зоопарков весьма богатой на урожай: сразу в нескольких пушистых семействах случилось прибавление. Так, например, в Иркутском зоосаде на свет появились семеро козлят, миленький ягненок, девять ежат и несколько кроликов. В то же время в Иркутской зоогалерее молодая самка лемура Милана родила двойню, собаки породы сиба-ину Мира и Мартин стали родителями пятерых щенков, а у мангустов появилось трое детенышей. Давайте знакомиться.
Иркутский зоосад
Сперва мы заглянули в вольер с козлятами, которых в этом году появилось на свет аж семеро, как в сказке. Но, конечно, родились они не от одной матери и не все разом.
Кому-то из малышей всего пара недель, другие постарше — им несколько месяцев.
На глаз определить возраст этих проказников непросто. Дело в том, что новорожденные козлята почти сразу встают на ноги, активно скачут по вольеру и учатся бодаться друг на друге. Поэтому кажется, что все детеныши уже довольно взрослые и самостоятельные.
Как рассказала корреспонденту «ИрСити» экскурсовод Иркутского зоосада Жанна Сартакова, беленькие козлята — самые взрослые, им около трех месяцев. Их папа — козел гиргентана по кличке Чук, а мама — альпийская козочка. Особенность этих малышей в том, что у них на шее есть сережки.
— Такие сережки раньше были у диких козлов, домашним они не нужны, поэтому у домашних их почти не бывает. У наших детенышей они есть, — комментирует Жанна.
Пока малыши стараются держаться поближе к матери, однако не прочь побеситься со своими братьями и сестрами.
А это, собственно, отец малышей.
Затем мы познакомились с самым молодым козленком — детенышем козы Конфеты, которая в Иркутском зоосаде, наверное, самая необычная. Многие посетители сначала пугаются: «А что с ее ушами? Кто-то откусил?» На самом деле Конфета — коза породы ламанча. Такие ушки — особенность породы.
Козы ламанча появились в одноименной испанской провинции, они известны человеку очень давно. Еще в Древней Персии этих коз любили и почитали, потому что они дают много молока и становятся почти ручными.
В Иркутском зоосаде коза ламанча появилась благодаря счастливой случайности — ее подарили фермеры. У Конфеты было маловато молока, поэтому большой пользы в хозяйстве от нее не было. В то же время она требовала непростого ухода, например круглогодичного теплого вольера. Поэтому владельцы домохозяйства решили, что Конфете будет гораздо комфортнее в зоопарке.
И действительно, здесь козочка обрела пару и стала мамой для очаровательного малыша.
Притом что и у мамы, и у козленка почти нет ушей, глава семейства, наоборот, обладатель самых больших ушей. Его зовут Гарик, он — нубийский козел.
Козы в Иркутском зоосаде все разных пород и характеров, но все ручные и очень общительные.
Их детки чаще всего тоже остаются и живут в зоопарке, но бывают и исключения.
— Из-за того, что у нас есть разные интересные породы, фермеры их забирают у нас на разведение. Например, козы породы гиргентана вряд ли вообще где-то в Иркутской области есть еще. А у нас живет козлик. Так же и с другими породами, — рассказывает экскурсовод зоосада.
Затем мы идем знакомиться с новеньким ягненком. Он родился у овечки Бусинки в апреле.
У мамы этого ягненка в роду были дикие бараны — муфлоны. Поэтому и ее ребенок получился совсем нетипичного окраса. Обычно домашние ягнята либо черные, либо белые. А этот — рыженький. И чрезвычайно милый.
Как рассказывает Жанна Сартакова, малыш всё время ходит рядом с мамой. Да и она тоже не стремится отпускать ягненка слишком далеко от себя.
— Бараны вообще очень осторожные, за детьми смотрят пристально, — делится Жанна.
Вот, собственно, и отец новенького ягненка. Он живет в отдельном вольере.
Питается малыш пока в основном молоком, пробует на вкус сено. Также сотрудники зоопарка дают ему зерновую смесь и минералы, чтобы он рос сильным и здоровым.
Когда ягненок вырастет, он будет жить в Иркутском зоосаде. Ведь «как такого милого ягненка можно кому-то отдать», — говорят сотрудники.
Семейство ежиков также в этом году довольно серьезно увеличилось — сразу на девять питомцев. Они все живут в одном домике, и сразу разглядеть всех ежат практически нереально: они очень умело прячутся в опилках.
Зато у сотрудников зоопарка на ручках сидят спокойно и уверенно.
Их мама, африканская ежиха, достаточно уникальный обитатель зоосада. Всё потому, что она — альбинос. Сотрудники говорят, что эта порода в принципе отличается светлым окрасом, но в этом случае самочка полностью беленькая. А вот дети у нее получились все разные.
Еще потомством обзавелись кролики Иркутского зоосада. Но их детеныши оказались достаточно робкими, поэтому познакомиться поближе с ними не удалось.
Иркутская зоогалерея
Главными звездами апреля в Иркутской зоогалерее, конечно, стала двойня лемуров, которая появилась у молодой самки Миланы и ее кавалера Чикки.
Как уже рассказывало агентство, Милана стала матерью впервые, это случилось 8 апреля — в День зоопарков. Сейчас детеныши живут вместе с мамой, ее братом Котиком и счастливым отцом Чикки. Кстати, он первым из лемуров появился в зоогалерее.
— Чикки какое-то время жил у нас один и очень грустил. Лемуры живут группами, поэтому одиночество для него было большим испытанием. Да, мы окружали его человеческим вниманием, как могли, но всё равно это было не то. Тогда мы подселили Чикки к нашим кошкам, с которыми у них сложилась дружная компания, — рассказывают сотрудники зоопарка.
Затем лемуровое одиночество Чикки закончилось — в зоогалерее поселились Милана и Котик. Чикки и Милана образовали пару, а Котик всегда был рядом. Впрочем, как и многочисленные коты, обитающие в Доме природы. Таким дружным семейством они жили до тех пор, пока не появилось потомство.
— Как только появились дети, Милана решила, что только лемуры могут подходить, смотреть. Была категорически против того, чтобы с ними вместе жили кошки. Выгнала их всех, — продолжают в зоогалерее.
Сейчас малыши постоянно висят на шерстке матери и никуда не слазят. Передвигаются тоже исключительно по ней, слезать пока не спешат.
— При этом мама может скакать по вольеру или принимать пищу, а детеныши в этот момент будут спокойно спать на ней. У маленьких лемуров хватательный рефлекс развит с первых мгновений жизни. Если они зацепились за что-то, их уже так просто не снимешь.
Вот так жить на матери потомство может до тех пор, пока не повзрослеет и не захочет исследовать мир самостоятельно. Обычно это происходит в 3–4 месяца.
Питаются маленькие лемуры сначала молоком матери. Потом начинают понемногу пробовать фрукты. Во взрослом возрасте едят уже исключительно фрукты и насекомых.
А теперь пришла пора посмотреть на щенков собак сиба-ину, которым на этих снимках чуть больше недели.
Их мама — Мира. Она уже имеет опыт материнства, за своими детьми присматривает пристально. А те пока еще даже глазки не открыли.
Малыши сейчас основную часть времени спят и едят. Но совсем скоро они уже начнут исследовать мир.
Отец щенков — Мартин. Пока Мира занята воспитанием детишек, отец гуляет по уличному вольеру.
Еще одни интересные обитатели зоогалереи — мангусты. Вместе с новеньким потомством их стало шестеро. Они живут в трех разных вольерах, ведь даже несмотря на родственные связи, находиться на одной территории они не могут.
Трое мальчиков родились в семье мангустов 15 февраля.
— Мы буквально тут же отобрали их у матери и выкармливали вручную. Всё потому, что мангусты в неволе убивают свое потомство. У самок нет подкрепления правильного поведения, нет никакой информации от родителей. Поэтому самка, перегрызая пуповину, не может вовремя остановиться. Вслед за пуповиной съедает и ребенка. Такое с мелкими хищниками, которыми движут инстинкты, случается нередко, — рассказали в зоогалерее.
Кроме того, мангусты очень чувствительны к запахам. Поэтому даже собственные дети, запах которых им незнаком, становятся для них угрозой.
— Мангусты, которые живут вместе, друг для друга свои. А чужой мангуст — враг. Главная цель — срочно убить его. Мы это наблюдали, когда пытались поселить трех новеньких с их старшей сестрой Радой. Она их не приняла. Поэтому Рада живет одна, родители — отдельно, новые детеныши — отдельно, — добавили в зоогалерее.
Кстати, у одного из малышей нет части хвоста: его не успели вовремя забрать у матери, а она сразу же попробовала его съесть. Но такой вот изъян никак не мешает маленькому мангусту жить и вовсю хулиганить.
Сейчас детенышам мангустов подыскивают новый дом.