Иркутская зоогалерея славится своими историями про чудесное спасение слабых и больных животных, у которых не было шанса выжить в дикой природе. А еще — историями про необычную дружбу между питомцами, которая невозможна в естественных условиях. Так, например, в зоопарке одной семьей живут леопард Мао и два пса сиба-ину. Кроме того, до недавнего времени посетители могли наблюдать за веселой четверкой: лев, две тигрицы и лабрадор. Сейчас собаку отселили, но хищники по-прежнему остаются дружны между собой. Сегодня мы расскажем об их приключениях.
Первым в зоогалерее в июле 2021 года появился львенок Фортис. Как это обычно и бывает, львенка брать никто не планировал, но судьба распорядилась иначе.
— Львенок оказался сначала в питомнике «К-9». Мать-львица повредила ему лапку во время родов, туда попала инфекция, и лапку пришлось ампутировать. Сначала директор «К-9» пытался продать маленького Фортиса, затем пробовал отдать просто так во многие зоопарки страны. Но кому нужен трехлапый лев? Никто не хотел его брать. И тогда питомник обратился к нам, просили забрать, чтобы львенок не сдох. Мы согласились, — рассказала корреспонденту «ИрСити» директор зоогалереи Людмила Ивушкина.
Львенка, конечно, пришлось долго выхаживать. За советами Людмила Ивушкина обращалась в том числе к коллективу Приморского зоопарка во Владивостоке, который даже был готов взять Фортиса, но маленький травмированный лев не перенес бы транспортировку на такое расстояние.
— Где-то через месяц ребята из владивостокского зоопарка нам сказали, что Фортису необходимо движение, залеживаться ему нельзя. Посоветовали кого-нибудь к нему подселить для игр. У нас тогда был щенок лабрадора — Эльза. Вот ее-то мы и подселили к Фортису, — продолжает Ивушкина.
Людмила вспоминает, что львенок и щенок моментально подружились, у них была любовь с первого взгляда. Малыши обнимались, облизывали друг дружку, валялись и баловались вместе. Самое интересное, что Эльза и Фортис даже родились в один день. Возможно, поэтому у них оказалось так много общего.
Тем временем директор Приморского зоопарка предложил Ивушкиным взять тигренка.
— Сказал, что у него есть два тигренка, от которых отказалась мать. Я, говорит, их сам сейчас кормлю, но у нас тигров и так достаточно, давайте вам одного подарю? Будут у вас лев с тигром жить. Мы подумали, что это классная идея, согласились. Тем более мы тогда и предположить не могли, что Эльза так надолго задержится у Фортиса, решили, что львенку не помешает друг. И вот, пока мы ждали отправки тигренка к нам, снова позвонил директор владивостокского зоопарка и ошарашил, — делится Ивушкина.
Оказалось, что те самые два тигренка, от которых отказалась мать, жить друг без друга не могут. Когда одну малышку отселили в другой вольер и стали готовить к отправке в Иркутск, ее сестренка так затосковала, что в зоопарке не знали, что и предпринять.
— Та тигрица, которая была более чахлая, настолько заскучала без сестры, что перестала пить, есть и вообще лежала, не двигаясь. И Виктор нам предложил забрать обеих, раз уж так складываются обстоятельства. Мы согласились, — рассказывает Людмила Ивушкина.
Когда тигрицы-близняшки приехали в Иркутск, им было около трех месяцев. Их сразу же подселили к Фортису и Эльзе. Собака посмотрела на еще двух потенциальных воспитанников и сразу их приняла.
— Тигрицы и львенок сначала плохо поладили между собой. Девчонки относились к Фортису настороженно, а тот на них просто без конца шипел. А Эльза на всё это посмотрела и подумала: «Еще дети? Не вопрос» и как-то умудрилась их между собой помирить, — комментирует Ивушкина.
Малышек назвали Лаванда и Лиана, и легендарная четверка стала жить вместе, души друг в друге не чая. Особенно тесной связь была между Фортисом и Эльзой. Львенок не выносил ни минутки разлуки: если собаку забирали на прогулку или прививку, у Фортиса начиналась истерика. Однако коллектив зоогалереи понимал, что когда-то собаку, возможно, придется отселить, потому что ее приемные детки всё-таки хищники. Мало ли чего.
И действительно, в конце прошлой весны Эльза вернулась домой к своим любимым людям.
— Мы четко понимали, что, как только случится «первый звоночек», собаку мы заберем. Как такового его не прозвучало, ничего страшного не случилось, но мы его и не хотели ждать. Эльзу мы отселили после того, как Фортис нечаянно на нее сел. Он всё детство на ней просидел, ему было так удобно. У него же нет задней лапы. И вот тем местом, полужопицей, он присаживался на мягкую и теплую собаку, и ему было классно. Потом Эльза научилась от него уворачиваться, выскальзывать из-под него. Но вот в какой-то момент, когда он уже стал крупным, он на нее сел, а Эльза уже не смогла вылезти. Ей пришлось Фортиса цапнуть, чтобы он встал, — рассказывает Людмила Ивушкина.
Лев от этого предупредительного куся не пострадал, но Ивушкины побоялись, что в следующий раз он может и сдачи дать. Эльзу забрали.
В Иркутском зоопарке сильно переживали, что Фортис этого не переживет, однако он успокоился довольно быстро — через пару часов. Фортис заигрался с Лианой и Лавандой, а те даже и не заметили, что в вольере кого-то не хватает.
Людмила говорит, что долгое время Эльзу старались не показывать Фортису и тигрицам. Волновались, что вдруг они друг друга вспомнят, лев опять начнет тосковать, всем будет плохо. Но вот недавно лабрадор и лев снова встретились после разлуки длиной почти в год.
Животные друг друга сразу узнали и даже обрадовались.
— При этом не было никаких таких реакций типа «поселите меня обратно» или «отдайте нам нашу собаку». Они просто понюхались, «поулыбались» друг другу, повиляли хвостиками и нормально разошлись. Дети выросли, и дружба закончилась. Лиана, Лаванда и Фортис живут теперь своей семьей, а Эльза как очень человекоориентированная собака живет со своими людьми, с нашей Сашей, — говорит Людмила Ивушкина.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.