Глядя на современный автомобиль, можно всерьез усомниться в том, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Нафаршированность автомобильного нутра и салона всякими «полезными штучками» порой переходит пределы разумного. Машины постепенно становятся музыкальными центрами, видеосалонами, компьютерами с функциями поиска оптимального маршрута и умением припарковаться без участия водителя. Кроме уже встроенных систем, рынок предлагает докупать гаджеты сверх того, не важно, принесет устройство пользу или нет. Что же действительно нужно автолюбителю?
Первое, что действительно необходимо – это связь. Даже не так. Те коммуникаторы, которые устанавливаются в салоне, системы Hands Free и прочие «говорилки» уже вошли в привычку. Кроме того, их так много, и они настолько полифункциональны, что называть их автомобильными язык не поворачивается. А вот представьте себе, что кто-то попал в аварию и пострадал так, что позвонить по телефону не может. Или телефон потерялся где-то под сиденьем, или дела настолько плохи, что набрать номер невозможно. Что делать?
Задумавшись об этом, компания General Motors создала гаджет под названием OnStar, являющийся по сути полноценной системой коммуникации, но при этом с предельной простотой в использовании. Скорая помощь вызывается одним единственным нажатием кнопки. Почти везде, конечно, работает служба спасения, в которую можно позвонить с любого сотового телефона. Но это могут сделать свидетели. Водитель, зажатый в салоне, достать мобильник вряд ли сумеет.
OnStar, кроме того, способен анализировать состояние автомобиля, что тоже немаловажно, особенно при необходимости принятия решения о целесообразности поездки в плохую погоду, во время снежного бурана, гололёда. Вдруг что-то не в порядке, и машина застрянет? Еще он позволяет удаленно заглушить двигатель, что может пригодиться в случае, если машину угнали.
Также при угоне автомобиля водителю и полицейским придёт на помощь автомобильный GPS-трекер, предназначенный для отслеживания местоположения транспортного средства. В нем есть поддержка основных GSM-частот, есть канал GPRS и возможность подать команду на глушение мотора на расстоянии.
Компания Volvo тоже включилась в борьбу за выживаемость автомобиля в каменных джунглях и предлагает персональный автомобильный коммуникатор. Его устанавливают на Volvo S80, и он тоже обеспечивает удаленное управление. Можно завести машину, включить и выключить фары, открыть и закрыть двери. Впрочем, инженеры компании не оригинальны – такими примочками и автосигнализации оснащают.
Например, комплекс серии «Барьер», который показывает местоположение автомобиля посредством спутниковой системы UniSat. В ее состав входит блок контроля местоположения, позволяющий определять координаты объекта с помощью спутниковой группировки GPS или ГЛОНАС. Система использует каналы передачи данных «диспетчер-объект» – GSM Data voice, GPRS, что позволяет в режиме реального времени «мониторить» охраняемую машину с «переадресацией» сигнала тревоги на терминал дежурной части ГИБДД.
Следующими действительно полезными гаджетами становятся навигаторы с современными картами и развязками. Их много всяких, и дорогих, с функциями телефона и MP3-плейера, и дешевых, что перманентно теряют спутники. Навигатор поможет проложить маршрут и не сбиться с пути в незнакомом районе, квартале, городе и стране. Программ масса, отличающиеся друг от друга интерфейсом и оформлением в огромном количестве и выборе представлены в компьютерных магазинах и магазинах электроники. Главное условие навигатора – возможность менять программу или использовать несколько программ и, естественно, обновлять карты через Интернет, иначе ваш навигатор устареет очень быстро и станет не актуален.
В качестве примера можно привести ACE Navi от компании Alpine. В этом навигаторе есть режим 3D, графический вид развязок, визуализация ландшафта и расчет наиболее экономичного в плане топлива маршрута. Специально для России навигационную программу iGO Primo адаптировали под местные адреса (корпуса, строения, дроби). Обновлять карты можно самостоятельно при помощи флеш-карты SD, на которую информация закачивается с сайта. Кроме всего прочего, с помощью встроенного ТМС-тюнера программа будет принимать зашифрованные в RDS данные о ситуации на дороге, которые передаются через радиоканал.
Третьим по степени «нужности» поставим автоматический регистратор. Хотя, глядя на все усложняющуюся дорожную обстановку в городах, можно предположить, что через год этот гаджет выйдет на второе место по популярности. Заметим, что автомобильный видеорегистратор становится с каждым годом сложнее: тут тебе и датчики GPS, и G-shock, и многофункциональные программы по монтажу видео – были бы деньги. В качестве примера можно рассмотреть прибор VD-7000W из средней ценовой категории.
Этот регистратор был представлен на российском рынке корейским производителем VisionDrive в этом году. Две камеры, датчики GPS и G-shock, встроенный LCD-монитор. Вместо привычной присоски на лобовое стекло, VisionDrive предлагают приклеить к стеклу подставку, в которую устройство легко вставляется и вынимается оттуда. Поначалу это кажется нерациональным, особенно для тех, кто кочует из машины в машину, но такой подход оправдан тем, что устройство «спрятано» за зеркалом заднего вида и не отвлекает водителя во время езды.
Еще из популярных гаджетов для машины можно выделить радар-детектор. Сей полезный прибор помогает на дорогах соблюдать скоростной режим. Вы покупаете детекторы, мы ставим «кукушки». В результате количество аварий снижается («кукушка» – имитатор прибора фото-, видеофиксации, на который срабатывает радар-детектор).
Так вот, для водителей польза от такого детектора тоже не кислая. Помимо того что он окупается у всех водителей за счёт того, что снижает количество штрафов, он еще и снижает аварийность: при его писке водитель снижает скорость. Он способен обнаружить все радары, которые использует ГИБДД: и ручные, и мобильные, и стационарные – минимум за 200 метров, этого достаточно, чтоб притормозить до разрешённого лимита скорости. Есть, правда, исключение: если контролем скоростного режима занимаются инспекторы и отслеживают на экране перемещения нарушителя, отвертеться не удастся – видеозапись в радаре сохраняется до конца смены, а потом «сливается» в базу данных.
Что еще интересного? «Блондинки» наверняка оценят парктроники или парковочные радары. И хотя автомобильные инструкторы, в частности директор школы экстремального вождения и контраварийной подготовки Олег Шатов, категорически против применения подобной техники в машине. «Водитель разучивается владеть ситуацией, если за него работает электроника, – говорит Шатов. – А если она откажет? Да и вообще, нет ничего лучше непосредственного умения водителя. Никакая электроника мозг человека не заменит».
Однако против прогресса не попрешь, и такие штучки становятся все более востребованными. Стоит недорого (ремонт поцарапанного бампера дороже), устанавливается легко, не требует сложных монтажных работ и очень упрощает парковку. Их советуют всем водителям независимо от стажа и опыта – парктроник видит то, что в зеркала не показывают. Альтернативой ему может быть только камера заднего вида, но ей необходим ещё и монитор.
Рации, холодильники, телевизоры и прочие «приблуды» можно считать излишеством. Давайте считать, что автомобиль остается все-таки средством передвижения.