Вы замечали, что заправочные горловины бензобаков машин находятся с разных сторон? Меня давно интересовало – чем руководствуются производители, делая машины с левым или правым лючком? И главное, какой вариант все-таки лучше?
Найти вразумительный ответ авторитетного инженера в Интернете мне не удалось. Полагаю, инженеров этот вопрос интересует так же мало, как расположение руля: если принято делать слева – под козырек, и выполнять.
Есть компании ортодоксальные. К примеру, абсолютно все модели Volkswagen и BMW имеют правый лючок, а современные Kia – левый. Забавно, что если «Спортаж» первого поколения был правым, то теперь стал левым, как и прочие изделия корейской компании. Соответственно, к стану «левых» относится и Hyundai, а еще – Ssang Yong.
Есть «бисексуальные» марки, например, Citroen, у которого все модели, кроме популярных C4 (DS4) и C5, имеют левые лючки. Интересно, что у DS5, построенного на платформе «правого» С4, лючок сделали слева. Где логика?
Многие двойственные марки все же имеют явные предпочтения, например, Toyota относится к стану «левых» (исключения – LC200 и GT86), а Nissan тяготеет к правым (кроме Patrol). С «Фордом» – аналогично («олевела» только Fiesta). «Правшой» является АВТОВАЗ, но и тут есть исключения – Lada 2104. У Ferrari единственным левым продуктом оказалась 599, но, несмотря на это, ее покупают.
Самое простое объяснение связано увеличением пропускной способности АЗС: чтобы машины могли заправляться с двух сторон от колонки, удобно иметь автопарк с разным расположением лючка. Но это предположение становится не таким очевидным, если проанализировать статистику.
Я взял топ-25 моделей российского авторынка и вычислил пропорцию машин с разными лючками. Получилось, что в России соотношение равно 20:80 в пользу правых сил!
Чтобы принцип заправки с двух сторон в полной мере работал, производители всех стран должны соблюдать некий договор, по которому половина делает машины так, а другая – наоборот. Либо половина модельного ряда левая, половина – правая. Но найти фактических подтверждений такому договору нельзя: к примеру, львиная доля немцев имеет правые лючки.
Есть марки, которые стараются решать вопрос по-честному, к примеру, американское подразделение Chevrolet, по моим прикидкам, выпускает примерно одинаковое количество машин с разными лючками, видимо, думая о вопросах удобства заправки глобально. Но в России и Европе продаются в основном корейские Chevrolet, а вот они в большинстве своем правые.
Получается, наша часть света склоняется к правому расположению лючка, и если бы не Hyundai/Kia и еще пара азиатских моделей, господство «правшей» было бы почти тотальным. Именно поэтому на АЗС обычно очередь длиннее по левую сторону от колонки. Причем праворульные машины нередко имеют левые лючки, например, Nissan Wingroad. Это подводит нас к мысли, что расположение лючка по диагонали от руля имеет какие-то плюсы.
Лично мне такая компоновка нравится, поскольку позволяет подъехать поближе к колонке и открыть водительскую дверь, не боясь приложиться о бордюр или защитный поручень. Также есть гипотеза, что при этом пары бензина меньше попадают в салон через дверь, а еще что при заправке машины из канистры на трассе меньше шансов оказаться под машиной. Вывод очевиден: правый лючок рулит. И не спорьте.
Но все-таки как производители решают, какой вариант выбрать? Я думаю, это вопрос политический – ни много, ни мало. Вот Kia и Hyundai выросли под боком Японии и, видимо, по-первости равнялись на нее, матушку, забывая, что в Японии руль-то с другой стороны. Ssang Yong, по идее, был вскормлен «Мерседесом», и левый лючок стал этаким вызовом Старому Свету.
Chevrolet, купив Daewoo, сразу равнялся на Европу, и поскольку «Дэу» были с правым лючками, оставили, как есть – для Европы это привычно.
Toyota Aygo и GT86 в противовес остальным «Тойотам» имеют левый лючок, но тут, видимо, сказывается несамостоятельность моделей: первая делит себя с Peugeot 107/Citroen C1, вторая – с Subaru BRZ. Ford, возможно, сделал левшой Fiesta, поскольку в Европе она одна из самых популярных – чтобы снизить очереди на АЗС. Ведь второй бестселлер Ford Focus – «правша».
Еще одна причина, почему производители тяготеют к одному варианту – привычка клиентов. В Европе ценят лояльность к марке. И чтобы не путать потребителя, лучше делать лючки с одной стороны. Я уверен, звонки в службу клиентской поддержке с жалобой на отсутствие бензобака у новой машины случаются.
Есть также ощущение, что чаще всего левые лючки встречаются в Европе у женских моделей. Может быть, так евро-блондинки меньше путаются, где искать бензобак?
Поскольку я часто езжу на чужих машинах, расположение лючка раньше было проблемой: какой стороной подъезжать к АЗС? Потом кто-то подсказал маленькую хитрость: на топливомере рядом со значком бензоколонки обычно есть неприметная стрелочка-дельта, указывающая направление поиска.
Фото: Фото автора