СЕЙЧАС -18°С
Все новости
Все новости

Ценовые горки. Как дорожало топливо на АЗС в Иркутске в 2023 году?

Посмотрели на динамику цен с 14 августа

Цены на бензин в Иркутске вернулись на уровень августа

Поделиться

Этот год в Иркутске отметился резким ростом цен на бензин, который летом стал дорожать практически на всех заправках от недели к неделе. Редакция «ИрСити» с 14 августа каждый понедельник отслеживала скачки стоимости автомобильного топлива, и оказалось, что к зиме цены более или менее вернулись к августовским показателям.

С чего всё начиналось

Цены на бензин начали повышаться, по данным Росстата, постепенно еще в мае. В целом по Иркутской области с января до начала мая средняя стоимость АИ-92 варьировалась в пределах 47,14–47,20 рубля, АИ-95 — 51,34–51,40 рубля, АИ-100 — 61,58–61,68 рубля, а дизельное топливо к концу весны вообще подешевело: если в январе оно стартовало с 58,70 рубля, то к началу мая стоило 58,16 рубля.

С мая средние цены на бензин на все марки начали расти буквально каждую неделю, и уже к началу июня стоимость литра АИ-95 перевалила за 52 рубля, АИ-100 — за 62 рубля. Дольше всех продержался АИ-92 — порог в 48 рублей он преодолел к третьей декаде июня. А с середины первого летнего месяца начало дорожать и дизельное топливо. Планку в 59 рублей оно перескочило к середине августа.

К началу осени АИ-92 в среднем стоил уже 50,67 рубля, АИ-95 — 55,38 рубля, АИ-100 — 66,90 рубля, дизтопливо — 61,58 рубля. Снижение цен на самые популярные марки бензина — АИ-92 и АИ-95 — наметилось в регионе в октябре. Оно было постепенным и к 4 декабря АИ-92 в Иркутской области в среднем стоил 50,21 рубля, АИ-95 — 54,80 рубля. Но это не коснулось АИ-100 и дизтоплива. К началу декабря они в среднем отпускали по 68,14 рубля и 64,27 рубля соответственно.

К слову, Иркутская область традиционно входит в топ самых дорогих регионов Сибири по стоимости топлива — это подтверждают и последние данные статистики. На начало декабря в Приангарье она составляет почти 57 рублей. Лидером по стоимости бензина является Республика Тыва, где литр топлива обходится в среднем в 62 рубля. Замыкает тройку Республика Алтай (там литр обойдется в 56 рублей 47 копеек).

Дороже всего в Приангарье оценивается бензин марок АИ-98 и выше — 72 рубля 86 копеек. Марки АИ-92 и АИ-95 обходятся дешевле — 51,2 рубля и 55,2 рубля соответственно.

Кроме того, Иркутская область занимает третье место по стоимости дизельного топлива. По оценкам Росстата, она составляет 69 рублей 77 копеек. Дороже только в Красноярском крае (71 рубль 31 копейка) и Тыве (79 рублей 82 копейки).

Как поменялись цены за 4 месяца?

С 14 августа мы следили каждую неделю за тем, как меняются цены на автозаправках четырех основных сетей в Иркутске — «КрайсНефти», БРК, «Роснефти» и «Омни». Своих пиковых значений цены на бензин в Иркутске достигли к 25 сентября. Тогда стоимость АИ-92 достигала на одной из сетей 54,99 рубля, АИ-95 — 61,80 рубля, АИ-100 — 74,40 рубля, а дизтопливо — 65,70 рубля.

Затем цены оставались либо стабильными, либо на отдельных заправках снижались. Вниз повсеместно они устремились с октября, к декабрю более или менее сравнявшись.

Стоимость бензина на АЗС основных сетей Иркутска в августе и декабре

Стоимость бензина на АЗС основных сетей Иркутска в августе и декабре

Поделиться

Самые стабильные цены на бензин ожидаемо сохранялись на «Роснефти». На самые ходовые марки они если и поднимались, то незначительно. Абсолютно не поменялась цена на АИ-92 — 50,18 рубля. Совсем немного с 14 августа к 11 декабря подорожал АИ-95 — на 10 копеек: 53 рубля в августе и 53,10 рубля в декабре.

Несколько иная ситуация с АИ-100 и дизельным топливом — они прибавили за четыре месяца значительно. АИ-100 с августа на «Роснефти» подорожал на пять рублей: с 66,80 рубля до 71,80 рубля. Дизтопливо выросло на три рубля, с 63,3 рубля до 66,2 рубля. Тем не менее топливо всех марок на этой сети самое дешевое в Иркутске, что провоцирует на ее АЗС постоянные очереди.

На сети БРК общая картина подобная, но с отличиями. АИ-92 к 11 декабря вернулся к тем же значениям, что были в середине августа — 51,18 рубля за литр. А вот АИ-95 сейчас отпускается даже дешевле на рубль: за 55,5 рубля против августовских 56,5 рубля. АИ-100 вырос на три рубля с 70,4 рубля до 73,4 рубля, а дизельное топливо подорожало на 6,6 рубля — с 63,2 рубля до 69,8 рубля.

Ценовая ситуация на «КрайсНефти» всё это время развивалось абсолютно также, как на БРК, стоимость топлива на обоих этих сетях практически не отличалась. На «КрайсНефти» только лишь АИ-92 на две копейки дороже. Сейчас этот бензин так же, как и в августе, продается за 51,2 рубля. АИ-95 стал дешевле на рубль: 55,5 рубля, АИ-100 подорожал на три рубля до 73,4 рубля, а дизельное — на 6,6 рубля до 69,8 рубля.

Сеть «Омни» отметилась самыми высокими ценами на топливо — у ее автозаправок редко можно было увидеть заправлявшиеся автомобили. Но сейчас стоимость бензина здесь сравнялась с БРК и «КрайсНефтью». Так, АИ-100 отпускается по 73,4 рубля за литр, с августа цена не поменялась. АИ-92 и АИ-95 подешевели: в августе на «Омни» они стоили 53,49 рубля и 59,8 рубля, сейчас — 51,2 рубля и 55,5 рубля соответственно. Дизтопливо на «Омни» — самое дорогое в Иркутске. За четыре месяца оно подорожало на 10,3 рубля — с 63,2 рубля до 73,5 рубля.

Почему цены росли почти везде, кроме «Роснефти»?

Этот вопрос, пожалуй, звучал среди обывателей чаще всего. Ответ на него простой, его в сентябре озвучил глава УФАС по Иркутской области Александр Кулиш. Всё дело в том, что бензин и дизельное топливо иркутские независимые автозаправочные сети — БРК, «КрайсНефть», «Омни» — приобретают по результатам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, где формируется оптовая цена, то есть стоимость формируется на основе конкуренции. Государство стоимость горюче-смазочных материалов не контролирует.

У «Роснефти» свое сырье, более того, компания сама торгует своим топливом на бирже. А между тем в этом году стоимость топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже росла с мая.

Кроме того, на цену влиял и дефицит топлива. По словам Александра Кулиша, розничные сети указывают на недостаточные объемы ГСМ, которые отпускаются с Ангарского нефтехимического комбината (АНХК, основной производитель нефтепродуктов в Иркутске, входит в структуру «Роснефти». — Прим. ред.). Из-за этого топливо приходится закупать в других регионах — логистика накладывает отпечаток на конечную цену бензина.

Что по поводу цен говорили в ФАС?

Антимонопольная служба проверяла участников топливного рынка Иркутска, правда, пришла к неожиданным для многих результатам. Как заявил Кулиш, сети АЗС в Иркутске работают в ноль и стоимость топлива не накручивают.

— Мы наблюдаем, как соотносятся цена, которая существует на бирже на оптовые поставки, и цена, сформированная на стелах автозаправочных станций. То есть мы смотрим, по какой цене приобрел продавец и по какой цене продает. Так вот. По состоянию на 20 сентября наблюдаем, что у иркутских продавцов соотношение цены закупа и цены продажи находится в зоне нуля, а в каких-то случаях — даже в минусе. То есть цена, за которую приобретается бензин, выше, чем цена, указанная на стеле, — говорил он в сентябре, добавив, что при этом сети АЗС несут расходы на содержание станций, зарплаты, обучение и аттестацию сотрудников.

А в октябре ведомство заявило, что проверили «Омни» и «КрайСнефть» и зафиксировали снижение цен.

Редакция «ИрСити», в свою очередь, на фоне высказывания Александра Кулиша выяснила, с какими финансовыми результатами сети завершили 2022 год.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter