О том, что рубль падает, знают сейчас даже те, кто не следит постоянно за валютными котировками. Туристы, выезжающие за рубеж, считают увеличение расходов в связи с ростом курса доллара и евро, другие держат в памяти август кризисных годов и боятся дефолта. О том, насколько эти ожидания оправданны, рассказала аналитик FIBO Group Елена Кашина.
– Елена, как вы оцениваете тот факт, что две трети россиян с различной долей уверенности ждут девальвацию (данные опроса «Ромир»)? Эти настроения могут как-то дестабилизировать ситуацию?
– Настроения россиян, откровенно говоря, на факт девальвации не влияют никак – плавное ослабление курса рубля длится уже третий месяц и пока находится в своих здоровых рамках. Центробанк следит за развитием событий в валютном сегменте, и от ослабления курса рубля никуда не деться: на него давят и внешние факторы (кризис в мире не завершен), и внутренние (инфляция идет в гору).
Надо сказать, что к слухам о девальвации уже в достаточной степени привыкли, и они перестали сильно волновать россиян. Девальвация – это некоторая абстракция, которая впрямую не касается значительного числа наших граждан. Долларизация экономики, во всяком случае для большинства, осталась далеко позади. Доходы и расходы большинства потребителей номинированы в рублях, кредиты тоже в рублях. Цены растут в большей степени из-за инфляции, а не из-за курса доллара. Поэтому текущее состояние котировок доллара и евро для них не столь актуально.
– Курс рубля сейчас упал до уровня 2009 года. Эта тенденция продолжится, ждать ли нам дефолта?
– Пока тенденция остается в силе, и в начале осени вполне реально увидеть курс доллара около 34 рублей. Но дефолт – это не про современную Россию. Государственный долг находится на низком уровне, а резервы составляют порядка 500 млрд долларов. До конца года серьезных изменений не должно произойти. Сейчас на цены на энергоносители давят новости о «сланцевой революции». О реальной себестоимости сланцевого газа пока слишком противоречивые данные. В зависимости от того, сколько он будет стоить в действительности, и соответственно баланса спроса на российский газ и нефть и будет зависеть приток валюты в российский бюджет. А это уже и даст соответствующий курс рубля.
– Во что стоит вкладывать деньги рядовому гражданину, который не готов резко менять структуру сбережений в зависимости от ситуации на рынке?
– Для рядовых граждан оптимальным способом вложения средств сейчас остаются рублевые депозиты, чьи ставки пока обгоняют инфляцию. При депозитах на уровне 10% годовых не надо «дергаться». Даже с учетом инфляции, это максимум что можно получить сейчас для вложений с высокой степенью надежности.
Многое зависит от целей, на которые направлены инвестиции. Если в ближайшей перспективе планируется покупка домика в долларовой зоне, то, возможно, стоит задуматься о переходе в доллары. Если же планируется покупка дачи или квартиры в России, то нет. Никогда нельзя забывать о том, что операции конвертации наличной валюты обходятся очень дорого – это не форекс, где на такой конвертации можно заработать.
– Фондовый рынок, по вашему мнению, для «продвинутых» инвесторов? Стоит ли в него лезть не очень подготовленному человеку?
– Фондовый рынок, особенно российский, – очень непростая вещь. На нем довольно сложно даже подготовленному инвестору. Надо помнить, что доходность на фондовом рынке не гарантирована, и возможны не только прибыли, но и убытки. Пытаться искать на фондовом рынке «спасения» в период ожидания девальвации – очень рискованное дело. Акции могут двинуться совсем не в том направлении, которое предполагал инвестор, в результате чего он понесет убытки.
Пока не стоит входить в фондовый рынок просто так. Сейчас настроения инвесторов, уже присутствующих на рынке капитала, слишком подвижны, чтобы не очень подготовленный трейдер мог не беспокоиться за собственный капитал. Оптимальным временем для входа в рынок выглядит, скажем, середина осени.