Новый год финансисты встретили без особых иллюзий, хотя, с другой стороны, и чересчур пессимистичных настроений также не наблюдается. На такие мысли наталкивают результаты опроса полутора сотен представителей банков, управляющих и инвестиционных компаний, который мы провели в преддверии новогодних праздников.
Цена на нефть
Большинство участников (94%) считает, что нефть Brent в 2015 году в среднем будет оставаться в диапазоне 50–80 долл./барр.
Санкции
В ответах на вопросы о санкциях против России эксперты выказали единодушие: 99% не ожидают их полной отмены, по крайней мере, до августа. При этом участники считают, что ЕС проявит большую мягкость, чем США: 37% опрошенных верят в частичное снятие санкций со стороны ЕС, а в то, что это сделают США, – лишь 17%. Большинство же уверено в том, что санкции не будут сняты вообще как со стороны США (60%), так и ЕС (46%). Есть даже и те, кто ожидает их ужесточения (24% со стороны США и 16% – ЕС).
Санкции негативным образом повлияли на бизнес банков и компаний, представители которых приняли участие в опросе (лишь для 16% ситуация не изменилась или даже появились новые возможности).
Валютный курс
Учитывая ожидания участников по ценам на нефть, неудивительно, что существенная их часть (41%) видит курс рубля выше 60 руб./долл. в конце 2015 года.
Инфляция
Не ожидают инфляцию ниже 11% по итогам года порядка 56% проголосовавших. Эффект переноса валютного курса на инфляцию превысил оценки ЦБ, в результате в 2014 году она составила 11,4%, заметно выше официального прогноза. По нашему мнению, в первой половине 2015 года инфляционные риски будут нарастать (под влиянием, главным образом, эффекта переноса), и есть риск достижения инфляцией 20%. Только со второго полугодия можно ожидать ее замедления (конечно, если цены на нефть в среднем не окажутся ниже 50 долл./барр.) при условии сохранения текущих приоритетов монетарной политики ЦБ.
Ключевая ставка
Ужесточения политики ЦБ в основном ждали проголосовавшие до 16 декабря (момента экстренного повышения ставки), при этом 51% предполагало повышение ставки более чем на 100 б.п. в течение 2015 года. Те, кто проголосовал после 16 декабря, в основном склоняются в пользу снижения ставки (49%), при этом заметная часть (22%) ожидает ее роста еще более чем на 100 б.п. Отметим, что представители банков, проголосовавшие после 16 декабря, разделились более равномерно между теми, кто ожидает снижения ставки и ее повышения более чем на 100 б.п. По нашему мнению, эффект переноса девальвации курса (которая усиливается продолжающимся падением цен на нефть) не позволит ЦБ снизить ключевую ставку в первом полугодии 2015 года. Высокая ставка позволяет, с одной стороны, охладить валютные спекуляции, а с другой – снизить объем розничного кредитования, заметная часть которого шла ранее на покупку импортных товаров и услуг.
Банкротства и дефолты
В конце прошлого года несколько позабытые с 2008–2009 годов реструктуризации и дефолты на российском рынке вновь напомнили о себе, помимо ТГК-2 и затянувшейся истории с «Мечелом», возникли и новые случаи (например, «ЮТэйр»). В то, что дефолтов по евробондам вообще не будет, верят всего 12% опрошенных. Дефолт нефинансовых организаций ожидает 30%. Несколько удивительным выглядит высокая доля (38%) опрошенных, ожидающих дефолты розничных банков, несмотря на то, что до настоящего времени в этом сегменте не было ни одного такого случая. Этот выбор означает, что участники предполагают банкротство некоторых розничных банков, а не их санацию, которая была обычным способом урегулирования проблем у неплатежеспособных банков в 2008–2009 годах.
Мы разделяем мнение участников рынка в том, что розничные банки сейчас находятся в зоне большего риска, чем универсальные. В условиях насыщения рынка потребительского кредитования почти все розничные банки имеют чистый убыток из-за повышенных отчислений в резервы и снижения комиссионных доходов по причине замедления кредитования. В то же время при прочих равных банкротство розничного банка (в сравнении с универсальным) несет меньший системный риск.
Денис ПОРЫВАЙ, аналитик Райффайзенбанка