В 60% российских ресторанов и кафе сотрудники подворовывают продукты. Согласно исследованию Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) и компании «Эксперт Разведка», в большинстве предприятий общеcтвенного питания (94%) присутствует корпоративное мошенничество. При этом занимаются им рядовые сотрудники (в том числе официанты и бармены) и менеджеры среднего звена. Как подчеркнул глава ФРиО Игорь Бухаров, большого убытка для ресторанов «мелкое воровство» не представляет, однако эта проблема в России существует еще с начала 1990-х, и в кризис количество «исчезнувшей» еды только увеличивается. 10% сотрудников общепитов забирают еду домой, добавляют «ресторанные ресурсы» в свои обеды на работе, а также, стоя за баром, иногда не обделяют себя казенным алкоголем. В гостиницах такое мошенничество встречается в 43% случаев.
По словам Бухарова, в предприятиях общественного питания работают три типа сотрудников, 10% из которых являются клептоманами, для них кража еды – своеобразный «спорт». «80% работников, как правило, не выносят еду из заведения и не едят ее, потому как налажен контроль, система безопасности. Еще 10% аккуратно и честно работают по нескольким причинам – это религиозные воззрения, воспитание и простая лень, – сказал ресторатор. – При этом для оставшихся людей вопрос о том, чтобы "взять" от работы, – "спортивный". Кто-то недовешивает, кто-то подъедает, другие носят еду домой. Но нужно понимать, что если контроль со стороны менеджеров будет плохим, то из 80% тех, у кого пока не получается мошенничать, найдется ряд сотрудников, которые так же будут делать. В советское время принесенную с работы пищу называли трофеями.
Согласно исследованию ФРиО, в большинстве ресторанов и кафе, столкнувшихся с корпоративным мошенничеством, утверждают, что уровень продовольственных убытков набирает обороты – рост составляет 50% ежегодно.