Нынешний Brexit очень похож на затянувшийся, но так и нереализованный выход Греции из еврозоны. Это «долгоиграющая» история, исход которой никому пока не известен. Результаты референдума лишь увеличили вероятность выхода Британии из ЕС, но не сделали это событие неизбежным. Ситуация может развиваться по множеству сценариев: от отказа британского правительства и парламента реализовывать выход, до нового референдума, сторонники которого набрали уже более трех миллионов голосов, или до выхода Шотландии из состава Великобритании, за которой может последовать Северная Ирландия, Уэльс и даже небольшой Гибралтар.
Несмотря на то, что фунт в понедельник, 27 июня, продолжил падение и обновил минимумы, основную порцию шока рынки уже получили в ночь с четверга на пятницу, с 23 на 24 июня. Однако скорейшего восстановления обвалившихся валют и активов пока ожидать сложно, с учетом богатства сценариев, по которым может дальше развиваться эта эпопея с Brexit.
Любые прогнозы в этой ситуации осложняет максимальная неопределенность. В ближайшее время рынки будут с жадностью ловить новости из Великобритании и Евросоюза, и бурно на них реагировать. Но, учитывая, что эта история имеет все шансы растянуться на годы, то со временем (буквально через несколько месяцев) у публики наступит усталость от этих инфоповодов, и они вообще перестанут представлять интерес для рынков. Нечто подобное, кстати, наблюдалось и в истории со спасением Греции.
В отличие от фунта, который обрушился до тридцатилетних минимумов, падение евро было не таким впечатляющим, хотя и достаточно значительным. Европейская валюта к американской в прошлую пятницу подешевела с 1,14 до 1,09, после чего немного восстановилась до 1,10. При этом евро остается по отношению к доллару в коридоре 1,08-1,16, который сохраняет актуальность с февраля текущего года. Пока ничего не указывает на то, что евро пробьет нижнюю границу этого коридора, при этом европейская валюта по меркам последних нескольких месяцев выглядит достаточно дешевой. Это означает, что сейчас неплохой момент для покупки евро, а для его продажи, напротив, не самый удачный.
Если смотреть на более длительную перспективу, то неопределенность все-таки создает существенные риски для европейской валюты. Поэтому при выборе валюты сбережений между евро и долларом предпочтение лучше отдать «американцу». Помимо событий вокруг Великобритании не стоит забывать и другие факторы риска. Например, до конца года ФРС США с высокой вероятностью возобновит повышение процентных ставок, и сейчас вопрос только в том, за один или за два шага это будет сделано. В любом случае это пойдет на пользу доллару – он укрепится.
Что касается выбора между долларом или рублем в качестве валюты для сбережений, то во многом расположение сил в этой паре будет зависеть от перспектив рынка нефти. Самый простой выход из этой ситуации для человека, который не хочет попробовать себя в роли провидца, застраховаться от любой конъюнктуры нефтяных цен и разделить свои сбережения в равных частях между рублем и долларом.
В целом, если Brexit все-таки будет реализован, то он с высокой долей вероятности приведет к замедлению экономического роста Великобритании и государств Евросоюза. А это, в свою очередь, как и любое другое торможение мировой экономики, может повлечь снижение спроса на нефть и цен на нее. Кроме того, такой сценарий развития событий может привести к «бегству от рисков» и будет способствовать оттоку капитала с формирующихся рынков, включая российский рынок акций. Так что реализация такого сценария может оказать небольшое, но все-таки негативное влияние на российскую экономику.
Вадим Иосуб