Мало кто знает, но в 1989 году город Слюдянка мог навсегда исчезнуть с лица земли. В Иркутской области орудовали бандиты, у которых был план взорвать городской склад с боеприпасами и вызвать мощнейший оползень, чтобы город был сметен на дно Байкала. План банды уже был практически приведен в исполнение, но замыслу помешали сотрудники милиции. Об этом чудовищном преступлении рассказали в программе «Следствие вели» с Леонидом Каневским на НТВ.
Угон уазика, ограбление аптечного склада и убийство мужчины
По словам ведущего, это дело до сих пор имеет гриф «Совершенно секретно». Разобраться в нем удалось лишь благодаря личным архивам и воспоминаниям сыщиков, которые тогда раскрыли преступный замысел банды. Сотрудникам уголовного розыска удалось сложить все детали пазла, которые на первый взгляд были абсолютно не связанными друг с другом.
Всё началось с ограбления производственного комбината в Иркутске. Оно произошло ранним утром. Сторож, Надежда Никонова, стала свидетелем преступления, но рассказать полиции ничего не смогла: нападавшие сразу ее оглушили, и она не успела их рассмотреть. Женщину оставили на полу умирать, и лишь водитель, заступивший на смену, спас сторожа от гибели.
Выяснилось, что с предприятия похитили УАЗ-469, который в народе ласково звали «Бобиком». Он был суперпроходимым и мог выбраться из любого бездорожья. Но кому понадобилось угонять такую машину? Ответа на этот вопрос у сыщиков не было.
Примерно в то же время под Иркутском пропал 50-летний Олег Боголюбов. Милиционеры, проверив разные версии, поняли, что его, скорее всего, убили, причем убили из-за машины — «Жигули 2102». Через полгода автомобиль нашли на окраине Иркутска, он был обгоревший. Неподалеку в земле обнаружили тело Боголюбова.
Позднее выяснится, что эти два преступления связаны, но как? Об этом — чуть дальше.
Тем временем Иркутск потрясло еще одно преступление — кто-то поджег аптечный склад прямо в центре города. Внутри нашли тело охранника, а еще милиционеры установили, что пропала довольно крупная партия мощного обезболивающего медицинского наркотика «Промедола». Стоимость украденных препаратов оценили в 900 тысяч рублей.
«Разработка» местных наркоманов позволила сыщикам выйти на Виктора Комарова, который работал тренером по боксу. Оперативники нашли его слабое звено — любовницу Елену Яблокову, которую они вызвали на допрос.
Сначала девушка отказывалась говорить, но затем призналась, что нашла в холодильнике у Комарова сверток с неизвестными ампулами. Сыщики предположили, что это и был украденный наркотик. Но «брать» Комарова они не спешили: установили слежку и ждали, когда тот выйдет на подельников.
Тем временем в Иркутске ограбили областной комитет по телевидению и радиовещанию. Охранника убили, а из сейфа преступники украли оружие. Стало понятно, что в городе происходит что-то странное.
Засада в стоматологии, яд в кофе и роковой просчет сыщиков
Один из информаторов милиции сообщил, что в Иркутске готовятся ограбить стоматологию на Карла Маркса. Но зачем? Всё дело в запасах драгметалла, из которого делали золотые зубные коронки. Вероятно, бандиты решили всё это украсть, поэтому сыщики устроили внутри засаду.
— Был с нами взвод ОМОН. Их было во взводе почти 30 человек. Ну, вот они там по десяткам разбивались, и каждую ночь они с нами дежурили. Классные парни, — рассказал в передаче депутат думы Иркутска Сергей Юдин, который в те годы работал старшим оперуполномоченным управления уголовного розыска УВД иркутского исполкома.
Никто не пришел ни в первый, ни во второй день. На пятый сотрудники уже валились с ног от усталости, поэтому им разрешили вернуться в рабочий кабинет, чтобы они могли перекусить и поспать.
— Кто-то принес термос с кофе, разложили бутерброды, разлили бодрящий напиток, и вдруг раздался звонок от начальства: «Срочно на выезд!» Сотрудники заторопились, а к еде и кофе не притронулись. Позднее выяснилось, что это спасло им жизнь. В напитке был яд, который мог убить сразу несколько человек. И принес его один из своих, — рассказывает за кадром Каневский.
Тем временем возле стоматологической клиники задержали подозрительного мужчину. Он разбил окна, а когда на звон стекла вышли милиционеры, попытался от них убежать. Сыщики предположили, что это был один из членов банды. Возможно, он отвлекал оперативников от чего-то более серьезного?
И действительно: в то же время неизвестные ограбили отдел вневедомственной охраны, причем кто-то умудрился отключить сигнализацию, вскрыть оружейную и спокойно вынести оттуда четыре нагана и боеприпасы. Такого поворота никто не ожидал.
— Я понял, что мы просто ошиблись с объектом. Потому что слишком мало было информации о возможном объекте нападения, — рассказывал бывший начальник отдела управления уголовного розыска УВД иркутского исполкома Александр Эдельман.
Но всё это позволило им установить, что в Иркутске работает одна и та же банда. А человек, разбивший окна в стоматологии, оказался лишь бывшим сотрудником этого медучреждения. Он разозлился на главврача и хотел таким образом ему отомстить.
Вдохновлялись сериалами про мафию и организовали банду как в Сицилии
Теперь у сыщиков было куда больше информации: они поняли, что к ограблению аптечного склада, комитета по телевидению и отдела вневедомственной охраны причастны одни и те же люди. Причем главарем банды явно является человек продуманный и жестокий. Возможно, он из своих же и работает в структуре МВД. Началась отработка действующих и бывших милиционеров.
Так следствию удалось выйти на Андрея Диденко, который как раз написал рапорт на увольнение по собственному желанию. На допросе он сильно нервничал: руки тряслись, глаза бегали. Через какое-то время он побледнел и сполз на пол.
Медики установили, что у Диденко наркотическая ломка. Он признался, что употребляет тот самый «Промедол», а затем, чтобы облегчить свои страдания, рассказал всё, что знал.
В те годы по телевизору шло сразу два сериала про мафию: итальянский «Спрут» про комиссара Каттани, а еще советский «Следствие ведут знатоки» про сыщиков Томина и Знаменского. Обе телепередачи смотрели все без исключения.
— Когда оба этих фильма шли по телевизору, улицы советских городов пустели. Зафиксированный факт. Эти фильмы также смотрели и советские преступники. Причем не отрываясь. Главарь иркутской банды, посмотрев итальянский сериал, решил: «Любопытная схема организации преступной группы». И взял на вооружение. Сыщики выяснили: советская банда по своей структуре напоминает сицилийскую мафию, — рассказывает в передаче Каневский.
Схема эта отличалась в первую очередь тем, что главаря банды знал лишь один доверенный человек. Остальные были шестерками и лишь выполняли то, что им поручено.
Так вот милиционер Андрей Диденко рассказал, что в их банде семь человек, но главаря он не знает. С ним общается лишь Виктор Комаров, на которого сыщики уже вышли ранее. Когда Комарова задержали, он трясся от страха и боялся отнюдь не следователей, а лидера банды — загадочного Ивана Ивановича.
Кто главарь?
Диденко и Комаров признались, что это они ограбили аптечный склад, телерадиокомитет и отдел вневедомственной охраны. Они также рассказали, что уазик угнали для того, чтобы похитить оружие в Баяндаевском РОВД. Преступление сорвалось лишь потому, что они заплутали в лесу и не нашли дорогу к отделу. «Бобик» они оставили в лесу.
Через несколько дней машину нашли сотрудники милиции, нужен был новый автомобиль. И тут им подвернулся тот самый Олег Боголюбов, про которого рассказывалось в начале истории. Он просто оказался не в то время не в том месте.
Ограбить Баяндаевский РОВД у преступников снова не получилось: там было слишком много людей, поэтому они на обратном пути сожгли автомобиль, закопали тело убитого хозяина машины и вернулись в Иркутск.
Оставалась главная загадка — выяснить, кто такой Иван Иванович?
Диденко и Комаров рассказали, что он планировал напасть на госбанк в Слюдянке. По данным главаря, к концу месяца в сейфе должно было собраться как минимум 11 миллионов рублей. Босс рассчитывал забрать эти деньги, а затем взорвать местный склад боеприпасов, где хранилось 500 тонн взрывчатки. От такого взрыва Слюдянка ушла бы на дно Байкала после мощнейшего оползня. В живых не осталось бы никого.
«Мерзавец по натуре»
Пока сыщики продумывали план, как защитить склад взрывчатки, в московский комитет госбезопасности пришел милиционер в форме. Он сказал, что приехал из Иркутска и зовут его Степан Стаханов. Сотрудник сообщил, что его жизнь в опасности.
В КГБ Стаханов рассказал, что работал в банде под прикрытием, но узнал страшную правду обо всём и теперь его собираются подставить.
Тем временем в Иркутске Диденко рассказал, что главарь банды и есть этот самый Стаханов — начальник отдела вневедомственной охраны. Такого никто не ожидал.
— В коллективе он держался особняком. Знал себе цену и считал, что он лучше многих по службе, — рассказал следователь по особо важным делам прокуратуры Иркутской области Николай Китаев.
Оказалось, что в прошлом у Стаханова была другая фамилия — Стахнов. Он с детства мечтал служить в милиции, но его отец совершил убийство, поставив крест на карьере сына. Тогда мальчик добавил всего одну букву, когда получал документы, и стал Стахановым.
В школе Степан был отличником, занимался спортом и мечтал попасть на службу в Афганистан. Для этого даже прошел спецкурсы в Ташкентской высшей школе МВД. Планировалось, что Стаханов будет обучать афганских военных и полицейских, но в последний момент служить в Афгане Степан передумал. Слишком часто на родину приходил груз 200.
Поэтому парень окончил пединститут, а затем устроился в милицию.
— Как оперативник он не блистал. Работать в уголовном розыске — еще не значит быть профессионалом с большой буквы, — заметил Китаев.
А после того, как Степан Стаханов однажды «сдал» всех своих коллег проверяющим из Москвы, мол, один берет взятки, у другого любовница, с ним перестали общаться.
— Мерзавец по натуре, сто процентов. Считал только себя настоящим человеком. Все остальные, кто с ним работал, — это второй и третий сорт, — вспоминает Александр Эдельман.
Общаться со Стахановым не перестал только Андрей Диденко. И вот, когда Стаханов придумал, что можно грабить те объекты, которые ты охраняешь, он взял Диденко в напарники.
Когда Стаханов почуял, что к нему подбираются сыщики, то рванул в Москву, на Лубянку. Там преподнес придуманную версию, дескать, он оперативник, работающий под прикрытием, разоблачитель преступников в рядах милиции. Но когда Стаханов вернулся в Иркутск, его уже ждали.
Оказывается, сыщики из КБГ быстро проверили версию Стаханова и убедились, что он блефует, чтобы спасти свою шкуру. Только поэтому милиционеру не удалось уничтожить целый город ради 11 миллионов рублей.
Дело засекретили, чтобы не тревожить людей в беспокойные 90-е годы. Комарова и Диденко приговорили к 15 годам заключения, а Стаханова — к расстрелу. Однако позднее смертную казнь Стаханову заменили на пожизненное заключение.