Разум не победит никогда. В кинотеатрах Иркутска «Планета обезьян: Революция» - антиутопия на основе социального памфлета, нашпигованная актуальностью так же сильно, как спецэффектами. ИА «БайкалПост» начинает публикацию авторских рецензий на выходящие в прокат картины.
Роману Пьера Буля, честно говоря, не повезло. При том, что его название и, в общих чертах, содержание знает чуть не каждый, начиная с 1968 года, что там было на самом деле – помнят немногие. Понадобилось почти 50 лет, чтобы на экране появилось то, чем изначально была книга. Спасибо Голливуду, который аж семь раз снимал приключенческое кино вместо социального памфлета – и на восьмой наконец-то сделал из экрана довольно-таки страшненькое зеркало для героев нашего времени.
Сценаристы в кои-то веки постарались не меньше, чем те, кто превращал улыбчивого Эдди Серкиса в сурового Цезаря, а милейшего Тоби Кебелла в Кобу, который, кажется, выбрался на экран прямиком из ада. В результате фильм вместо традиционной истории с резиновыми мордами и шерстяными лапами представляет собой антиутопию, в которой на место выпиленных, как обычно, левацких рассуждений и осуждений виртуозно вписался Оруэлл с его «Скотным двором». А Оруэлл, увы, вечен в любой непонятной ситуации. И когда на экране разверзается ад, а чёрный конь Апокалипсиса выносит на спине цифрового зверя с двумя автоматами – это зрелище, от которого может содрогнуться даже зритель, натренированный годами блокбастеров про спасение мира, тем более что ни о каком спасении тут и речи быть не может.
Конечно, у новой «Планеты обезьян» есть немало других достоинств. Это очень бодрое кино, в котором семейные ценности, пафос, война и мир смешаны красиво и с чувством меры, так что всё происходящее не вызывает раздражения, а вызывает, напротив, живой интерес и практические вопросы. Например, стоит ли хранить фотографии любимых людей в любимом айпадике. Но в основном интерес этот сродни вечному зрительскому страданию на тему «выплывет-не выплывет» - и распространяется он не столько на виновников торжества обезьян, и уж тем более не на слегка полупрозрачных людей. У истории про то, как животные обрели разум, а люди лишились своего мира, есть третья сторона – здравый смысл, который, конечно, всегда проигрывает инстинктам, но наблюдать ход и масштаб катастрофы всегда познавательно. Особенно если что-то подобное зритель уже видел, причём до того, как зашел в кинотеатр. И каждый день
Так что, когда дым рассеивается, а Цезарь мрачно смотрит в зрительный зал, это выглядит даже не как приглашение на просмотр картины второй. «Как же вы мне надоели», - как бы говорит взгляд очень разумной обезьяны, которая честно пыталась внушить другим обезьянам, что убивать никого нельзя, а лучше бы договариваться.
Разум не победит никогда, это антиутопия, это Спарта. Ногой в глаз, из автомата не целясь. «Планета обезьян» до такой степени хороша в сценах войны, а Коба так энергично и искренне чудовищен, что его оскаленная морда маячит перед зрителем еще долго после того, как закончился сеанс, а сам зритель оказался, к примеру, перед экраном телевизора.
«Снова и снова всматривались они в лица тех и других, но уже было невозможно определить, где люди, а где животные».