5 сентября в Иркутском музыкальном театре в рамках Х международного фестиваля «Звёзды на Байкале» состоялся единственный показ спектакля «Музыка двоих» с Жераром Депардье и Фанни Ардан в главных ролях. Иркутянам посчастливилось первыми в России увидеть постановку, в которой, несмотря на название, музыка не звучит ни секунды, а главной действующей силой является внутреннее напряжение, великолепно сыгранное замечательными артистами.
Спектакль «Музыка двоих», без сомнения, стал самым неожиданным пунктом программы Х фестиваля «Звёзды на Байкале». И в то же время самым интригующим. Всё, что было известно об этой постановке, как только была объявлена программа, что в ней будут играть Фанни Ардан и Жерар Депардье, которые впервые посетят Иркутск по приглашению художественного руководителя фестиваля Дениса Мацуева. Чуть позже выяснилось, что мировые звёзды французского кино везут в Сибирь спектакль по пьесе одной из самых известных французских писательниц Маргерит Дюрас «Вторая музыка», а «Музыка двоих» — лишь не очень точный перевод названия этого произведения.
Слово «музыка», присутствующее в заглавии, и вовсе вводило будущих зрителей в некоторое заблуждение, поскольку никакого музыкального сопровождения в этой драматической постановке нет. Весь спектакль стоится на одном продолжительном диалоге между бывшими супругами, встретившимися в гостинице, чтобы обсудить будущий развод и сопутствующий этому процессу делёж совместно нажитого имущества.
«Что делать с мебелью?» — этот вопрос становится лейтмотивом разговора немолодых мужчины и женщины, которые цепляются за него всякий раз, как заходят с тупик в выяснении отношений. За час с небольшим зрители спектакля узнают все тайны супругов, скрывавшиеся годами, а теперь без стеснения и пощады высказанные друг другу в лицо.
«Мне кажется, что эта пьеса очень похожа на музыкальное произведение. Как и любые отношения, ведь любовь — это всегда музыка, — признался перед показом спектакля в Иркутске Жерар Депардье. — Маргарет Дюрас — особенный автор. У неё есть особая чувствительность, очень часто присущая музыкальным произведениям. Например, в этом спектакле есть моменты, где тишина или тихо сказанное слово имеют большое значение для всего спектакля. И само время здесь тоже проживается, как в музыкальном произведении».
Сложно сказать, все ли зрители сумели почувствовать это, когда смотрели спектакль 5 сентября, однако та самая значимая тишина, о которой говорил Депардье, действительно была почти звенящей. Свою «музыкальную» роль, кстати, играла и французская речь (перевод осуществлялся с помощью субтитров, транслируемых на задник сцены), некоторые фразы которой звучали действительно очень музыкально.
Поставила спектакль сама Фанни Ардан, но о своей работе она высказывается скромно: «Я не могу сказать, что это полноценная режиссура, мы просто знакомим иркутскую публику с этим произведением. Думаю, что это была самая лучшая для нас с Жераром возможность приехать сюда именно в таком качестве. Привезти одного из важнейших французских авторов современности, показать эту простую жизненную ситуацию, не требующую большой подготовки и декораций. Просто слова, эмоции и, может быть, тишина. Пьеса и правда похожа на музыкальную партитуру».
При помощи мучительных пауз, лёгких, почти случайных прикосновений этот великолепный актёрский дуэт мастерски передаёт растущее и спадающее напряжение между героями. Никто из них не переходит на крик и не размахивает руками, чтобы показать бушующие внутри страсти, оба они делают это гораздо тоньше. И в эти моменты действительно рождается музыка этого спектакля.
Подробный фоторепортаж с концерта можно прочитать здесь.