При виде опустевшего двухэтажного столетнего дома на территории старейшего сибирского храма Знаменского монастыря Иркутска у журналистов ИА «БайкалПост» и председателя клуба молодых учёных «Альянс» Алексея Петрова загорелись от любопытства глаза. Скрытый каменной стеной монастырской ограды, дом пришлось разглядывать по кусочкам, стоя на цыпочках на парапете с максимально вытянутой шеей.
«Это здание ремонтируют, тут будут ткацкие. Да вы чего за ограду заглядываете – вокруг обойдите, там ворота есть с обратной стороны монастыря – через них и попадёте к вашему дому», - направили нас вечные завсегдатаи церковных подмостков бомжи.
Пройдя по указанному пути, мы действительно нашли ворота, через которые направились прямиком к интересующему нас сооружению. Пожалуй, этот материал нашего проекта будет особенным – впервые мы осматривали не руины былой красоты, а плоды кропотливой реставрации.
Какой старый, интересный дом отыскали. Первый этаж каменный, второй – деревянный. Внутри пахнет свежим срубом, штукатуркой и чистотой. Правда ли, что тут сделают ткацкие?
Из соседнего деревянного строения вышла женщина с книгой в руках, по внешнему виду и речам очень похожая на служителя церкви и тут же поинтересовалась целью визита. Узнав, что нам любопытно прошлое и будущее двухэтажного здания, согласилась побеседовать, однако, имени так и не сказала – «про меня ни слова».
«Раньше тут был сиропитательный дом, матушки смотрели за детьми. А построил его богатый купец, кажется, даже первой гильдии, фамилию не вспомню. В советское время всё у церкви отняли, здесь просто люди жили. А лет пять назад всех переселили, здание опять отдали монастырю, который его и реставрирует понемногу на средства от пожертвований», - рассказала собеседница.
Она подтвердила слова наших экскурсоводов у стен храма о том, что когда-нибудь тут возродится золотошвейная мастерская, где женщины будут ткать рясы. Правда, когда завершится ремонт – пока неизвестно. Реставрацию начали год назад.
Согласно историческим справкам, сам Знаменский монастырь датируется 1693 годом, тогда было построено первое деревянное здание, а в 1757-м заложили уже каменное. В ХIХ веке началось бурное развитие и застройка монастырской территории. Место прославилось лучшими мастерицами, которые шили парадные священнические одежды, плащаницы, ризы на иконы, а также светскую одежду для горожан.
В номере журнала «Земля иркутская» за 1998 год мы наши материал о Знаменском, где обнаружилось интересное предложение, которое, как показалось, в точности описывало дом, у которого мы стояли. Если верить записям, дата постройки нашего здания – 70-е или 80-е года 19 века.
«На пожертвованные средства и восточной стороне монастыря был выстроен каменный корпус для хлебопекарни, над ним — второй этаж для рукодельной и золотошвейной мастерских».
Последние кадры из разрушенной трапезной
Наша собеседница захотела проводить нас до выхода с территории, однако не тут то было, в поле зрения попал ещё один дом, – кирпичный и разрушенный – в котором рабочие заколачивали окна.
Мы поспешили к нему, так как не смогли упустить возможность в последний, возможно, раз сфотографировать здание изнутри.
«Самые первые матушки вот здесь жили. Самая-самая первая часовенка там была. Сперва вот здесь молились», - напоследок рассказала женщина, говоря о месте, где красовались кирпичные развалины.
Позже мы поняли, что она имела ввиду самую первую деревянную постройку храма конца 17 века, которую позже сменил белоснежный каменный собор.
А кирпичный дом казался разваленным безнадёжно. Без крыши, внутри он уже зарос травой.
«Скоро его нельзя будет изнутри сфотографировать – вам неслыханно повезло», - сказали работники, заколачивающие окна.
Они же нам и объяснили, что здание служило долгое время монастырской трапезной, но уже давно не функционирует. Планов по реставрации тоже нет.
Стоят возле знаменитого иркутского храма – золотошвейная мастерская на реставрации, разваленная трапезная и ещё большое количество примонастырских домов с разными историями. Сколько событий, человеческих судеб, эмоций пережили стены этих зданий? Каждый кусочек земли пропитан трёхвековой историей – строительством, пожаром, вновь строительством, революцией, национализацией, советским союзом, возвращением в истокам. Довольные и умиротворённые мы покинули монастырь, к которому можно ещё не раз вернуться за новыми подробностями его жизни.