«Проезжаю вечером по улице Степана Разина, смотрю на дома по обочинам и, вдруг, вижу, стоит один, весь закрытый железными ставнями. И только в единственном открытом окне горит свет. Вот чудеса, никогда бы не подумал, что там хоть кто-то живёт», - рассказал председатель клуба молодых учёных «Альянс» Алексей Петров, когда мы встретились с ним возле загадочного дома с одним окном.
Здание по адресу Степана Разина, 34, надо сказать, неприметное – каменное, с главной улицы оно выглядит какой-то несуразной коробкой – заколоченная наглухо дверь, витиеватый козырёк и слишком высоко расположенные, закрытые железными ставнями окна. Казалось бы, никакой исторической ценности.
Но как попасть внутрь: одна дверь покрылась пылью и паутиной – никто ей не пользуется, а вторая, вероятно, осталась за забором, пройти к ней можно только набрав код в двери ограды, который мы, естественно не знаем. Осталось одно – долго-долго смотреть в единственное окно, где горит свет и за посеревшим тюлем стоят в горшках цветы. Спустя пару секунд нас увидели, а еще через минуту мы попали во двор, где бок о бок поселились два памятника регионального значения – дома купца первой гильдии Николая Петровича Полякова и мещанина Максима Степановича Полякова. Наша заколоченная коробка – некогда была построена последним.
«Этот дом – памятник регионального значения. Первые упоминания о застройке на этом месте датированы 1882 годом – тогда тут было два участка и два владельца – некто Петрова и Мурашов. В 1901 году хозяином всего участка уже являлся мещанин Максим Степанович Поляков. Согласно документам архива Центра сохранения культурного наследия региона, 21 мая 1902 года он написал письмо в городскую управу с просьбой разрешить ему постройку каменного здания с полуподвальным этажом. Разрешение получил, построил и начал использовать как доходный дом. В 1930 году тут расположилось управление краевой конторы упрнаркомсовхозов, а затем, вероятно, люди здесь жили», - рассказал историк.
Действительно, со стороны двора в доме показался полуподвал, в котором окна, судя по цвету и фактуре кирпича, уже давным-давно были замурованы.
«В этом прямоугольном доме два этажа, рассчитанные на четыре квартиры. На главном фасаде перед парадным входом устроен двускатный козырёк на ажурных металлических кронштейнах, вход с заднего фасада решён в форме деревянной галереи с лестницей. Отличительная особенность здания – оформление главного фасада декоративной рустовкой с разрывами», - добавил собеседник, в то время, как из соседнего деревянного дома купца Полякова вышел его жилец.
Узнав цель нашего визита, он посетовал на аварийность его деревянного, дважды горевшего дома, построенного купцом, иркутским гласным Николей Поляковым, а также сообщил, что живёт тут лет 50, соседний каменный дом при нём был жилым, но в 90-х годах люди разъехались, в здании закрыли и засыпали окна, началась череда перепродаж.
«А вдруг эти два Поляковых были какими-то родственниками? В документах об этом ничего не сказано, но дома построены рядом, фамилия одна – годы жизни пересекаются?» - озвучил версию Петров.
Все выглядит вполне логично, но исторические справки, к сожалению, не дают подсказки относительно родства этих двух обеспеченных иркутян.
Пока мы беседовали с жильцом, к нам подошёл человек, стоявший в единственном открытом окне мещанского дома.
«Это частная собственность, хозяин здесь пока не живёт, но посмотреть внутри, думаю, можно. Он собирается привести дом в первозданный вид, имеется согласованный проект реставрации. Сроки мне не известны - зависит от возможностей», - сказал собеседник.
Настаивать на раскрытии частных тайн мы не стали – закон соблюдаем. Зайдя внутрь дома, поглядели на отделку потолков и невероятной толщины стены – единственное, что не изменилось внутри с момента создания дома. Деревянная галерея на входе в здание тоже сохранилась. Несмотря на то, что позже была ремонтирована неоднократно, она жалобно поскрипывала под нашими ногами.
Если таки будете гулять по Степана Разина, обратите внимание на это здание. В реальности оно обшарпано, но стоит включить воображение – покрасить его стены в один цвет, выделяющуюся рустовку в другой, починить крышу, открыть парадную дверь и до блеска отполировать ажурный козырёк – получится не дом, а загляденье.
Кстати, это не единственный в городе старинный дом с разрывной рустовкой. В начале 20 века, видимо, существовала некоторая мода на подобное украшение зданий. Похожие каменные домики-старички можно увидеть в районе бывшей иркутской шанхайки или по улице Байкальской, где похожий, только отреставрированный дом, гордо смотрит на проезжающие автомобили своим песочно-терракотовым фасадом.