Иркутский музыкальный театр в конце 2015 года отгремел премьерами, представив публике сразу два спектакля: обновлённую «Сильву» и «Анну и адмирал». Главный режиссёр театра Анна Фекета поделилась с порталом «ИрСити» секретом своего вдохновения на создание такой красоты и планами на будущее.
Анна Фекета окончила с красным дипломом факультет режиссуры музыкального театра Российского университета театрального искусства (ГИТИС, Москва), мастерскую заслуженного деятеля искусств РФ Р. Я. Немчинской. Участница режиссёрской лаборатории Союза театральных деятелей РФ народных артистов РФ Леонида Хейфеца и Камы Гинкаса, лаборатории режиссёров музыкального театра народного артиста РФ Кирилла Стрежнева. Стажировалась в Большом театре у лауреата премий «Золотая маска» и The Opera Awards 2013 Дмитрия Чернякова.
Колчак без политики и настоящая Сильва
- Ваш спектакль «Анна и адмирал» пользуется большим успехом в Иркутске. Чем лично вас затронула история адмирала Колчака и Анны Тимиревой? Насколько нужны и важны такие истории сегодня?
- Когда мы брали в репертуар этот спектакль, мы понимали, что это не комедия, что он - не кассовый, и зрители не привыкли к таким постановкам в Иркутском музыкальном театре. Потому что он очень серьёзный, это драма, история любви Александра Колчака и Анны Тимиревой. Очень непростой любви. Ведь она бывает не только же ровная, когда всё хорошо. Прекрасно, когда так бывает. К сожалению, любовь - это не только радостные моменты жизни, но и моменты горя и отчаяния.
У Колчака и Тимиревой были большие сложности, чтобы соединится. От момента их первого знакомства до расстрела Колчака прошло 5 лет. И за всё это время они были вместе месяц. Представляете, за 5 лет всего лишь месяц! А до этого у них были редкие встречи. Он был женат, она была замужем. Очень сложные отношения, роман развивался долго, в то время не было принято бросать свои семьи. Но чувства Колчака и Тимирёвой были настолько сильными, что они пошли против моральных устоев общества и соединились. Хотя их роман был в основном по переписке и виделись они не так часто, но разве это может помешать истинному чувству?
Что такое любовь? Как мы сейчас её понимаем? Нам кричат с экранов телевизора «Почувствуй нашу любовь» или показывают в рекламе…Слово «любовь» настолько затёрлось, настолько потеряло свой настоящий смысл, что мы даже не задумываемся, когда можем просто ляпнуть: «Я тебя люблю». Мы перестали вкладывать смысл, который вкладывали в него раньше, потеряли его. Именно эта пара, Колчак и Тимирева, понимала, что такое любовь, что это не просто «бросил слово», и всё. Они понимали, что это не так и они преодолевали большие препятствия на пути друг к другу. И Анна провела 40 лет в лагерях после его расстрела. Сорок лет! Ради одного месяца совместной жизни с любимым человеком. Кто бы сегодня пошёл на это? Да никто бы не пошёл. Ни одна женщина бы не захотела. Потому что сейчас для нас на первом месте материальные ценности.
История любви адмирала Колчака и Анны Тимиревой актуальна сегодня. Я считаю, что люди должны не только знать свою историю и должны понимать, что любовь – это не только «конфетно-букетные отношения», а что это проблемы и трудности, которые надо решать вместе. И быть рядом с любимым человеком до конца, чтобы не случилось. Меня именно этим очень поразила эта история. Я прочитала их письма, две книги воспоминаний и на основе этого я написала пьесу. В ней используются исторические документы, я специально изучала истории, рассказанные очевидцами того времени, связанные с ГУЛАГом. Это не просто фантазии, это на самом деле было. В то же время я не хочу давать Колчаку политическую оценку. Я не политик и не историк, я не берусь его оценивать. Я хочу рассказать о Колчаке как о человеке. О мужчине, который любил свою женщину.
- Для тех, кто никогда не видел этого спектакля - например, для гостей города - опишите коротко, чего ожидать зрителю. Какова стилистика постановки, на какой возраст она рассчитана?
- Возраст у нас от 14 лет, потому что в спектакле есть сцены психологически тяжёлого характера. Я бы не рекомендовала вести детей на этот спектакль, потому что он сложный. Но всем остальным людям, которым интересна эта история, интересна любовь, интересна история нашей страны, я бы рекомендовала.
Сложно сказать какая стилистика у спектакля – это эксперимент. У нас нет ни одного спектакля в таком жанре. Ни в одном театре нашего города подобного спектакля нет. Это не потому, что эта история о Колчаке, а именно по стилистике. Это музыкально-пластический спектакль. Актёр, который играет Колчака – артист балета, а Анну Тимиреву играет солистка-вокалистка. Вот такое соединение мюзикла и балета.
- Также, в ноябре вы поставили обновлённую версию «Сильвы». Что нового хотелось в неё привнести и получилось ли задуманное? Как публика восприняла новую версию?
- Крайний показ «Сильвы» был 6 февраля. Зал был в восторге, кричали «Браво», долго не отпускали актёров. Очень хорошие отзывы о спектакле. Нам удалось найти самое главное – баланс классики и современности. Она не пошлая. Сейчас многие режиссёры берут оперетту и её осовременивают, вставляя сальные шуточки, тем самым опошляя её. В нашей «Сильве» этого нет. Она очень стильная, красивая. В этом спектакле шикарные костюмы, великолепные декорации, свет. Помимо этого, новое режиссёрское решение, которого никто и никогда в «Сильве» не делал. Чтобы сказать конкретно что, надо знать произведение.
Те люди, которые знают произведение, придя на спектакль, видят, что там много нового. Начнём с того, что введены новые персонажи, которых нет в первоначальном варианте, я переписала либретто. И самое главное - это решение образа Сильвы. Становится понятно, почему она королева Чардаша. Что это не просто клише оперетты, что она героиня – и всё, разговаривает неестественным голосом, заламывает руки, страдает, и все должны ей почему-то верить. Абсолютно не так. В моей версии Сильва настоящая, которая может ревновать, страдать, прощать и истерить как любая женщина. Целый спектр разных чувств, которые испытывает героиня. Поэтому зрители ей верят и так хорошо принимают этот спектакль.
«Кино – это хорошо, но в театре более живые эмоции»
- Музыкальный жанр в кино переживает не лучшие времена. В моде спецэффекты, диалоги и действия, далёкие от танцев и песен. Меж тем, Иркутский музыкальный, судя по всему, процветает. Значит, потребность в музыкальной драматургии никуда не делась?
- Безусловно. Музыкальная драматургия – это часть репертуарного театра, в котором всегда будет потребность. В Европе, в Канаде, к примеру, нет традиции репертуарного театра. Там антреприза. Это определённый проект, он идёт какое-то время, а дальше появляются другие. Именно репертуарный театр – это традиции нашего русского театра. Я считаю, я верю в то, что он не умрёт, он будет иметь зрительский интерес.
Кино – это хорошо, я сама хожу на премьеры, но в театре более живые эмоции. Ты можешь почувствовать от актёра более яркую, мощную энергетику. Только в театре такое бывает. Это создаётся здесь и сейчас. Актёр делится своей энергетикой со зрителями, через экран это не передаётся. Поэтому именно за этими живыми эмоциями люди будут ходить в театр, а мы будем стараться дарить им эти эмоции.
- На фоне стремительно развивающихся технологий, театр выглядит весьма консервативной стороной жизни – зрительный зал, сцена, освещение. Так ли это на самом деле? Действительно ли с технической стороны театр - это то же самое, что было 30 и 50 лет назад?
- Сложно сказать. Есть, конечно, театры, где понжурная система сцены, где поднимаются отдельные части, можно зарядить людей внизу, поставить на станок, и он потом бы поднимался на сцену, и также они неожиданно пропадали. Но это не наш театр, это Московский театр, где хорошее финансирование. В нашем театре оснащение не по последнему слову техники, но это не самое главное. Главное – удивить зрителя не спецэффектами, а именно эмоционально зацепить. Либо заставить его смеяться от души и забыть обо всех своих проблемах или разжалобить, задев определенные струны души. Вот, что главное. Чтобы театр вызывал эмоции. А если зритель смотрит только на технические новшества, он забывает про спектакль буквально через 10 минут после того, как вышел из театра. Вот это ужасно. А есть спектакли такие сильные по энергетике, что зритель думает ещё несколько дней, у него крутится в голове эта история.
У меня бывало такое. Я ставила спектакль «Медея», достаточно сложный и драматичный. После него в книге отзывов появилась запись: «Вы знаете, после вашего спектакля я нашла ответ на вопрос, который мучил меня многие годы». Вот это самое главное. Не просто человек посмотрел и забыл, а то, что он для себя понял. И может, посмотрев спектакль, он сделает какой-то выбор для себя. Вот это важно.
- У каждого нового поколения молодёжи – своя музыка. Как вы считаете, может и должен ли музыкальный театр следовать за эволюцией самой музыки, или гора не должна идти к Магомету? Может ли в театрах, подобных Иркутскому музыкальному, звучать электронная музыка XXI века?
- Конечно. Так ведь рок-оперы появились. Раньше в театре даже представить не могли, что может быть рок-группа. А сейчас, пожалуйста, у нас половина репертуара с рок-группой. Точно также есть спектакли в рэповой манере и с электронными инструментами. Театр должен развиваться и какие-то новые тенденции принимать.
«Могу признавать успехи коллег»
- Кто сегодня оказывает влияние на ваше творчество? Сюжеты из жизни, кто-то из классиков или, наоборот, какие-то представители современного искусства?
- Сложно сказать. Всего понемногу. Но в основном главный источник моего вдохновения – это путешествия. Я очень люблю путешествовать, посещать новые страны, смотреть, как живут другие народы, наблюдать за ними. Они – другие, не такие как мы. Это меня вдохновляет. И, конечно же, мои близкие люди, которые всегда поддерживают, в этом я нахожу вдохновение.
Вдохновляют меня и яркие работы других режиссёров. Есть прекрасные спектакли, которые поставили талантливые режиссёры. К сожалению, в творчестве не все способны это признавать. Творческие люди чаще всего считают, что они молодцы, всё остальное плохо. У меня есть силы признать, что если хороший спектакль, то я нахожусь в восхищении и всегда говорю об этом и актёрам, и создателю, и режиссёру, если есть такая возможность.
- Анна, вы возглавляете Иркутский музыкальный театр, но у вас есть опыт работы и во многих других театрах. Чем отличается Иркутский музыкальный театр от других? В чём его характер, самобытность?
- Это хороший вопрос. На самом деле у меня было много вариантов. Но я выбрала именно Иркутский музыкальный театр, потому что здесь очень сильная труппа, которая способна играть не только мюзиклы, но и оперетты, оперы и экспериментальные спектакли, например, как «Анна и адмирал». Это одна из первых причин – важно, чтобы было интересно работать с труппой. И актёры, и солисты, и балет, и хор – все очень сильные. Также в нашем театре активная и профессиональная команда: дирижёров, балетмейстеров, хормейстеров, художник по свету.
Вторая причина – здесь очень хороший руководящий состав и директор. Я считаю, что в Иркутском музыкальном театре очень сильный директор. Это важно, чтобы человек не только хотел, чтобы его спектакли были продаваемые, но и чтобы они были яркие и необычные. В этом плане наш директор Татьяна Никифоровна очень большая молодец, она очень грамотный руководитель.
Чего ждать от Фекеты и театра
- В театральном мире есть несколько канонических сюжетов – «Чайка», «Гамлет» - подобраться к которым мечтают многие актёры и режиссёры. Есть ли у вас большая мечта о какой-то конкретной постановке?
- Безусловно, и это не один спектакль. Их много. Из оперы я мечтаю поставить «Травиату». Это классика, одна из вершин творчества Верди. Если говорить о других произведениях, мне очень интересны исторические темы. Я бы хотела сделать спектакль на исторический мотив.
- Что ждать иркутянам от театра в ближайшее время?
- Иркутску ждать праздника. Потому что мы работаем, чтобы приносить людям радость. Самое основные события на ближайшие месяцы – это премьера мюзикла «Алые паруса», который ставит Наталья Печерская, бывший главный режиссёр. Человек знаковый для нашего театра. Она создала и вывела театр на тот уровень, когда сюда стали ходить зрители.
Потом у нас будет юбилей театра – 75 лет. Специально для этого мероприятия у нас будет своеобразная 5-дневная программа. Будет два концерта, один из них состоящий полностью из новых номеров, где будут блистать все актёры театра. Будет оперный бал, вечер балета, «Сильва» в двух составах одновременно, тоже очень интересно. У нас никогда такого не было. А в заключение будет финальный гала-концерт с приглашёнными артистами из разных городов России – Москвы, Омска, Саратова, Ростова. Так что будет интересно. Следующий сезон будет не менее интересный и оригинальный, чем этот. У нас есть, чем порадовать зрителей, удивить и, возможно, помочь задуматься о важном…