В Иркутске есть уникальный театр — «Театр Пилигримов». Он существует 35 лет, и его знают в 73 странах мира. Ни один посетивший его человек не остался равнодушным. Об истории театра, о «Пилигримах» и о молодёжи в интервью «ИрСити» рассказал основатель и художественный руководитель театра Владимир Соколов.
- Ваш театр называется «Театр Пилигримов». Почему именно такое название, какая за ним философия?
- Пилигримы появились в 9 веке и пошли от границы России до самого запада Европы. Среди них были музыканты, учители, учёные – те люди, которые пытались делиться своими знаниями. Меня учили в консерватории делиться своими знаниями. Чем я и занимаюсь. Мы были на гастролях на севере Испании и в Мадриде, побывали в храме Пилигримов на севере Испании в городе Ла-Корунья. От Ла-Коруньи час езды, как до Байкала, там храм Пилигримов на берегу океана. Потрясающий храм Сантьяго де Компостела.
- Вы начинали с рок-группы, каким образом рок-группа превратилась в театр?
- Была организована рок-группа, там был совсем другой состав талантливых людей. Сначала это была группа «Пилигрим», потом она стала Арт-группой. Всего было примерно семь составов музыкантов. Люди поначалу влюблялись в театр, потом каждый выбирал свою дорогу. Я до сих пор в восторге от Валерия Шукевича, мы с ним друзья, Дениса Попова, Эдика Буянова, барабанщик, его уже нет на свете. Много талантливейших людей. Но бытие определяет сознание, кому-то надо сразу и всё. Это не ко мне. Я театральный композитор и писал всегда музыку только для театра.
- Какое принципиальное отличие вашего театра от других театров в Иркутске?
- Он всегда молодёжный и музыкальный на 90%.
- Как вы относитесь к нынешнему поколению? Ходит молодёжь на ваши спектакли?
- Молодое поколение надо любить, а не относится как к раздражающим мухам. Не воспитывать, а любить. Через любовь всё получится. Быть искренним, не врать, не озлобляться. «Вот, такие дураки», - думают многие про молодёжь. Да не дураки, а талантливые субстанции. Одарённые, ищущие, им надо помогать. Чем я и занимаюсь.
- Кто играет в «Театре Пилигримов»? Как к вам приходят актёры?
- Достаточно случайно, стихийно. Про нас ходят всякие слухи. Провинция плоха тем, что люди не любят искренне радоваться достижениям ближних. Всегда надо что-нибудь сказать. Мне это не нравится. Но я побеждаю с помощью слов, таких как любовь, работа, творчество. Стараюсь побеждать.
- Как вы выбираете репертуар?
- Я же государственник. Я стараюсь исчерпывать тему основательно. У меня есть возможность, уже седьмой губернатор на моём веку, нам в силу возможностей помогает государство.
- Расскажите, пожалуйста, о здании, в котором находится театр.
- Это памятник архитектуры 19 века. Есть слухи, что сначала князья Волконские здесь жили, потом переехали в свой дом. Вообще, это дом купца. Затем здесь жили другие замечательные люди, потом их расселили. В 1999 году мы сюда переехали, и в этом здании уже 17-й год.
- А кто-нибудь хотел у вас отобрать здание?
- Мы не до такой степени оскотинились, так, чтобы заниматься…. Даже в уголовном мире есть такие слова: «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Люди не дураки, понимают, что я пользу делаю. Умных людей здесь 90%, полоумных 9% и 1% полных….
- В 2012 году вы сотрудничали с иркутским ТЮЗом им. Вампилова. Почему эти отношения прекратились? Планируете ли вы ещё сотрудничество с другими театрами или возвращаться к ТЮЗу?
- Мы продолжаем работать с ТЮЗом. У нас было сотрудничество и с театром Охлопкова, с кукольным театром. Я готов всегда со всеми. Я открыт. Другое дело, есть такое идиотское «моё». Я искренне работаю на созидание.
- В вашем театре начинала группа Extrovert. Какие ещё популярные группы или музыканты «прошли» через ваш театр?
- У меня даже Александр Сага играл в одно время. Елена Сысоева, замечательная певица. Игорь Пляскин. Они все в Москве. Почему-то группа «Дюна». Многие уехали заграницу. Майрам Соколова в Мариинском театре работает. Другая девочка поёт в Египте. Пилигримы охватывают весь мир. Мне это нравится. Хотя, когда в Москве в 90-е годы появилась группа «Пилигрим», я хотел поменять название.
- В одном из интервью вы говорили, что вся ваша семья связана с музыкой. А с театром?
- Мой дед служил в театре у Немировича-Данченко. Вместе со Станиславским Немирович – Данченко создали русский театр. В моём кабинете висит его портрет, подписанный для моего деда.
- Ездит ли «Театр Пилигримов» на гастроли. Где и с какими спектаклями вы были? Какие планы на будущее?
- Мы ездили в Великобританию с «Песнями под водой», спектакли «Аве» и потом «Сверчок» мы возили в Испанию. Большую театральную программу возили в Южную Америку. В газетах Южной Америки про нас писали, что «приехали русские Битлз». Так нескромно. За год нас смотрит 73 страны.
- Участвовали ли в театральных фестивалях? Есть ли награды?
- Мы всегда брали везде первые призы. И в Москве, и в Мадриде. Нет, третье место мы взяли в Эдинбурге, в 2003 году. Третье место, среди 2 тысяч театров. Неплохо, да?
- За счёт, каких средств существует театр?
- Мы государственное учреждение. Я не собираюсь съезжать с государственных рельсов и проповедую государственные ценности. Хотя у меня много вопросов. Я часть населения. Я не отношусь, ко мне относятся. Мы развиваемся, как можем. Приходят люди, которые вырастают в людей, которые летать умеют.