Культура фоторепортаж «Прощание с Матёрой» на сцене иркутского драмтеатра

«Прощание с Матёрой» на сцене иркутского драмтеатра

О памяти, о связи поколений, о месте человека в мире – Иркутский областной драматический театр имени Николая Охлопкова 9 марта провёл генеральный прогон спектакля «Прощание с Матёрой» по одноимённой повести Валентина Распутина.

О памяти, о связи поколений, о месте человека в мире – Иркутский областной драматический театр имени Николая Охлопкова 9 марта провёл генеральный прогон спектакля «Прощание с Матёрой» по одноимённой повести Валентина Распутина. Премьерные показы запланированы на 10, 11 и 15 марта и приурочены к празднованию 80-летнего юбилея писателя.

Портал «ИрСити» в конце февраля посетил иркутский драмтеатр в рамках проекта «Город изнутри» и познакомился с процессом создания декораций. Мастера как раз трудились над сценическим пространством спектакля «Прощание с Матёрой».

Одно из самых значимых и масштабных произведений Распутина вышло в свет в 1976 году, когда автору было всего 39 лет. В основе сюжета – реальная история: переселение людей из зоны затопления Братского водохранилища. Писатель изобразил, насколько человеку тяжело осознавать отрыв от своих корней, терять связь с прошлым, тонко описал, как человек в ожидании катастрофы пытается ухватиться за самое малое, что осталось от прежней жизни: будь то прялка или уборка урожая.

1 из 5
Источник:

«Прощание с Матёрой» уже ставилось на сцене драмтеатра – в 1989 году. В 2017-м зрители увидят вторую постановку повести. Режиссёр Геннадий Шапошников создал драматическую повесть, попытавшись максимально отразить в спектакле глубину авторской философии. Он рассказал, что старался сделать «полифоническое» произведение, в сюжете которого есть несколько линий, сплетающихся в одну.

«Конечно, это сложно – рассказывать весь роман, театр и не должен такую задачу ставить, но когда театр обращается к литературе, нельзя отказаться от линий, возникающих в произведении, - это невежливо по отношению к автору. Также есть свои сложности при переводе языка литературных метафор в метафоры театральные», - поясняет режиссёр.

1 из 5
Источник:

Повесть рассказывает о судьбе человечества, которое однажды оказывается вырванным с корнем, которое вот-вот «сковырнут» с земли. И это подразумевает размах, эпичность постановки. По словам Шапошникова, эпическое играть тяжело, так как перед актёрами стоит задача сыграть не только роль, но и «воздух вокруг этой роли», передав атмосферу и подтекст. В этом заключается необычность спектакля «Прощание с Матёрой». При этом размах, о котором говорит режиссёр, выражен и в оформлении спектакля – это и грандиозные декорации, и световая игра, и музыка, специально написанная для постановки российским композитором Алексеем Шелыгиным.

«Сравнивать этот спектакль с «Последним сроком» бессмысленно. В «Последнем сроке» нет эпичного, это частная история. Но они могут быть сравнимы в характерах людей. Например, мне кажется, что старуха Анна – это продолжение старухи Дарьи: такой же силы женщина, которая на своём горбу тащит войну, мужиков, жизнь, плуг, детей, всё, что мы потом называем словом «крест». В этом смысле хороший художник пишет один и тот же образ, просто это разные грани»,- подчёркивает мастер.

1 из 7
Источник:

Главные вопросы, которыми задаётся Шапошников и которые ставит перед зрителем, - как можно построить будущее, не имея прошлого? Почему у русского человека память поколений исчезает, стирается? Ответов нет. Не находят их и персонажи драматической повести.

Постепенную потерю корней можно проследить по взаимоотношениям Дарьи Пинигиной со своим сыном Павлом и внуком Андреем. Простоту деревенской души и при этом удивительную глубину мысли, жалость к роду человеческому блистательно показывает исполнительница главной роли - заслуженная артистка России Наталья Королёва, которая играет старуху Анну в другой известной постановке драматического театра по произведению Распутина – «Последний срок».

1 из 5
Источник:

«Я бы не стала их сравнивать, здесь всё есть – и Анна, и Дарья. Мне кажется, они во мне уже совместились в чём-то, я их одинаково люблю. Они очень сильно попадают мне в душу. Вообще этот автор необычайно сильно попадает в мою душу», - улыбается актриса.

Наталья Королёва рассказывает, что весь процесс подготовки спектакля был трудным: за короткое время нужно было «уложить» много мыслей, много текста. Кроме того, спектакль технически сложно устроен.

1 из 5
Источник:

«Мы ездили в Усть-Уду, встречались с переселенцами, разговаривали. Всё это было очень трогательно, сильно и незабываемо. Люди говорят: «Привыкнем. А что делать?». И у нас эта тема тоже есть. Но мы рассказываем о большем: Матёра – это наш генетический код, если мы его потеряем, мы все погибнем», - поясняет актриса.

Противоположную мировоззрению старухи Дарьи точку зрения занимает её внук Андрей – человек будущего, по своей молодости не понимающего боли и страданий старого поколения, человека нового неизвестного и оттого страшного мира. Этого маленького человека, очарованного мощью технического прогресса, обещаниями светлого будущего, Дарья ни спасти, ни вразумить не может, оттого всем сердцем жалеет его и переживает о его судьбе.

1 из 6
Источник:

Андрея играет молодой актёр Сергей Дубянский. В его исполнении внук предстаёт юношей, рвущимся на «передний край», молодым человеком, которому неуютно среди стариков Матёры.

«Моя линия о семье, о преемственности поколений. О том, что, не зная своё прошлое, невозможно знать своё будущее. Мой персонаж не осознаёт это в силу своего возраста. Возможно, через 10 лет он начнёт думать, а что же это ему бабушка говорила? Потом ещё через 5 лет он достигнет возраста отца и будет задаваться теми же вопросами, что и папа. А ещё через какое-то время и с ним что-то такое произойдёт. Это жизнь, круговорот жизни. Одно поколение сменяет другое, и оно начинает слишком поздно ценить то, что нужно было ценить раньше», - делится размышлениями Сергей.

1 из 7
Источник:

Актёра поразило, что в свои 35-40 лет Валентин Распутин задавался такими глобальными вопросами, так чутко чувствовал народ, так близко принимал его беды. По словам Сергея, автор «трогает всех и каждого».

1 из 4
Источник:

15 марта спектакль увидят земляки писателя – жители Усть-Удинского района. Позже, возможно, «Прощание с Матёрой» будет представлено столичной публике. По словам режиссёра Геннадия Шапошникова, подача материала современная, поэтому «такой спектакль не стыдно показать ни в Аталанке, ни в Москве».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления