Русский февраль пускай даже на час можно сменить на ярко-зелёный манящий японский сентябрь. Для этого нужно преодолеть высокую лестницу в помещении галереи Виктора Бронштейна и подняться на третий этаж. Там в двух небольших залах на стенах висят распечатанные на крупных форматах снимки, выглядят которые, как окна в другой мир – далёкий и непостижимый. Эти фотографии связаны между собой древними тропами императоров Страны восходящего солнца, которые не побоялся преодолеть фотограф из Владивостока Вячеслав Фурашов и даже более того – привезти их частицу в замерзающую Сибирь.
Уже на ступенях галереи улавливаются переливающиеся звуки музыки, укачивающей и манящей одновременно, тихим голосом зовущей к себе. Преодолев лестницу, сразу оказываешься на священных дорогах Кумано Кодо, по которым невольно шагаешь вперёд в ритме неспешного шага под незнакомую мелодию на фортепиано. От размытых дождём тропинок и мокрых мрачных деревьев захватывает дух, кажется, что даже стоя на месте, поскользнешься и упадёшь, но не можешь остановиться, совсем забыв на мгновение, что по-прежнему находишься в Иркутске и смотришь крайне реалистичные видеоряд и снимки.
На столе выставочного зала лежат уменьшенные копии больших фотографий – картонные открытки, которые посетители могут взять на память. Снимки сделаны в одном месте – на полуострове Кии, однако все они настолько разные, что, пожалуй, каждый может найти среди них ту, которая отзовётся в душе и дополнит внутреннюю гармонию. Открытки с фотографией, запечатлевшей две скалы, связанные между собой верёвочными «узами», вероятно, приглянулись посетителям больше всего – их осталось меньше, чем других.
Пока я рассматриваю снимки, по ступеням на третий этаж уже поднимается автор серии работ – улыбчивый молодой человек по имени Вячеслав, который возвращает меня к реальности и становится в этот день не просто моим собеседником, но и проводником по священным дорогам японского полуострова.
– А давайте начнём с ваших любимых снимков? Какие из них вам больше всего нравятся? – предлагаю я.
– Их всего три. Одна из них – девушки в кимоно, просто потому, что это огромная удача – они обычно ходят в такой одежде только по праздникам. И именно в этот день они вдруг решили надеть кимоно и просто в них прогуляться. Я им говорю: «Девочки, можно я вас сфотографирую?», они робко соглашаются, я делаю несколько кадров, мы прощаемся, и они уходят, а я просто снимаю им вслед, как они идут, уже не замечая меня, и разговаривают, – вспоминает фотограф.
Второй кадр, который приходится по душе Вячеславу, на первый взгляд кажется неожиданным выбором: он изображает четырёх неизвестных людей, смотрящих на закрытую дверь и кланяющихся ей, и не выглядят по-особенному. Однако после рассказа фотографа я смотрю на этот снимок уже иначе.
– В Японии есть самое священное место – так называемый движущийся храм, где живёт Аматерасу Омиками – богиня-защитница, богиня-солнце – всё в одном лице. И в этом святилище находится её символ – зеркало Аматерасу – одна из основных императорских реликвий Японии. Сам алтарь, где хранится зеркало, окружён четырьмя стенами, в них расположено четверо ворот: за первые впускают всех – как иностранцев, так и японцев. За вторые – паломников, которые завершили путь по тропе и священников. За третьи ворота – только высших священников и членов императорской семьи, за четвёртые ворота к самому алтарю может подходить только сам император, – рассказывает автор.
По словам Вячеслава, каждые 25 лет правитель должен войти в четвёртые ворота, взять зеркало и перенести его на новое место, где будет отстроен храм. Каждые 25 лет японцы разбирают старое святилище и неподалёку строят другое из новых материалов. Смысл ритуала идёт из религии: божества в синтоизме любят всё свежее и чистое, и могут жить только в новых постройках. 25 лет считается достаточным сроком для того, чтобы потребовалось обновление здания. Именно поэтому храм называется «кочующим» – он постоянно перемещается с одного места на другое.
– Это фото интересно следующим: вторые ворота сделаны для удобства из ткани в виде полога, поскольку туда довольно часто ходят священники. Полотно закрывает третьи ворота, и люди ему кланяются. Сам храм стоит в лесу, где растут огромные кедры, и там ветра, по сути, не бывает. И тут внезапно налетает ветер, поднимает полог, и в этот момент я снимаю серию кадров, буквально штук пять – мне открылись третьи ворота, наверное, потому что я прошёл тропу, – делится фотограф.
Неизвестные люди и закрытая дверь после рассказа воспринимаются по-другому: снимок хочется рассматривать, даже прикасаться. Я, глядя на него, буквально ощущаю мимолётный ветер, который срывает ткань и одновременно цепляет моё сознание. Останавливаться теперь не хочется, и я спешу заглянуть в третье «окно».
– Это святилище Хоссимон-одзи – символ завершения. Это выход с Кумано Кодо, точнее – с самого сложного участка пути, который есть. Учитывая, что я шёл пешком в ливень, сделать это было весьма непросто. Недалеко отсюда располагается автобусная остановка, где можно просто сесть и поехать в Хонгу, туда, где тепло. Именно здесь завершается самая непростая тропа, – отмечает автор работ.
С того момента, как Вячеслав взял в руки камеру, не прошло и 10 лет, а произошло это абсолютно случайно.
– Мне просто однажды взяли и подарили на день рождения фотоаппарат, хотя я об этом не просил. А потом в рекламном агентстве, где я работал, прознали, что он у меня есть, и поручили делать снимки. После рекламы я занимался копирайтингом и коммерческой фотографией на фрилансе. А позже осознал, что снимками можно делать гораздо больше, чем просто кадры.
– Ощущаете в этом миссию?
– Слегка. Однажды я увидел, что с помощью фотографий можно передавать эмоции, чувства, впечатления, и понял, что это что-то важное, и просто продолжал делать.
«Кумано Кодо» – не первая выставка фотографа, а шестая. И более того – Вячеслав не первый раз был в Японии.
– В 2016 году я ездил в Японию в фам-тур – это когда тебя везут в места, в которых ты должен побывать, ты там фотографируешь как можешь и то, что дают. За 5 дней нужно посмотреть кучу мест – ты на фотографии фактически не влияешь: что есть снял и уехал, – уточняет Вячеслав.
На тропах Кумано Кодо фотограф оказался неслучайно. После первой поездки в Страну восходящего солнца Вячеслав Фурашов сделал выставку, которая многим понравилась, и он предложил национальному офису по туризму в Японии отправить его одного в фотопутешествие на одну из известных троп, и его идею поддержали.
– Их там много: есть тропы, связанные с поэзией, литературой, прозой, религией. Я поначалу планировал отправиться в поездку по маршруту поэта Мацуо Басё – у него есть тропа под названием «Далёкими тропинками севера», которую он прошёл в конце жизни. Но за 2 недели – максимальный срок, на который дают визу – преодолеть её не удастся, поскольку это довольно долгий маршрут. Поэтому я остановил свой выбор на не менее интересном пути, посвящённом религии – синтоизму – Кумано Кодо.
– Какие места вы бы ещё хотели посетить?
– Я бы с удовольствием съездил на Сикоку и прошёл путь паломника – этот маршрут занимает 50 дней, за которые предстоит пройти 88 буддийских монастырей. Там существует необычный ритуал: приходишь в первый храм, сдаёшь в ячейку все свои вещи, покупаешь за небольшие деньги одеяние паломника – тебе дают палку, сандалии, шляпу. В этом одеянии ты проходишь туда-обратно все храмы и возвращаешься в монастырь, откуда начинал свой путь, сдаёшь одежду, её ритуально сжигают, и ты обновлённым человеком выходишь в новый мир.
– А в каких странах вы были кроме Японии, и из каких поездок получились выставки?
– Я был на острове Гуам в Микронезии, в Корее, на Филиппинах и в Китае. Кроме Японии удалось организовать выставку с Гуама, немного фотографий выставить с Кореи. С Филиппин я бы хотел сделать, но они с нами не работают – у нас нет туристического информационного центра. Кроме того, я делал выставки и про свой родной город – Владивосток, – рассказал Вячеслав.
– Чему они были посвящены?
– Была выставка про кофе, как ни странно. Однажды я заснял всю технологическую цепочку: он ведь не сразу заваривается в кофемашине, есть ещё аэропресс, кемикс, капельные кофеварки. Мы приходим, пьём кофе и не видим, как он создаётся. И этот процесс – реально интересный!
– А что ещё было снято во Владивостоке?
– У нас есть очень старое здание – для города, которому 157 лет, оно древнее – это Владивостокский ГУМ, его ждала полная реновация. И я решил пройтись по чердакам, старым помещениям, по крыше, сфотографировать и сделать выставку, как было и будет. Мне дали целый этаж. Она была представлена на открытии ГУМа – это пока самая массовая выставка, на неё пришло около 80 тысяч человек за каких-то два дня!
– А после многочисленных поездок не появилась ли у вас мысль переехать из Владивостока в одну из стран?
– Пока мне не хочется уезжать, никто ведь не запрещает жить в одном месте и путешествовать по миру. Правда?
– Конечно! А в Иркутске вы впервые или уже были тут когда-то?
– Я здесь был лет 20 назад, проездом, вроде как чуть-чуть знакомый город, я проезжал мимо по Транссибу. На вокзале я вышел! Считается, что я тут был? А вчера я ходил в ваши замечательные деревянные кварталы. Я пошёл гулять по центру, ходил на Ангару, замёрз дико правда, потому что очень долго бродил – часа четыре. Больше всего в Иркутске мне понравились неотреставрированные деревянные дома. Они немного забитые, но, если их подмазать, будут выглядеть прекрасно. Признаться, я такого массового деревянного строительства не видел нигде.
Уходя, я прошу рассказать мне ещё об одном снимке, на этот раз о том, который мне приглянулся больше всего.
– Это алтарь перед водопадом Начи, к которому обращают свои молитвы прихожане. Здесь изображено четыре стихии: земля, огонь, вода и воздух. Водопад Начи – самый высокий в Японии, и там живёт дух водопада, который очень добрый, и к нему можно обращаться с пожеланиями.
Мы мысленно обращаемся к духу водопада, мечтая сохранить ощущение гармонии, и, пожелав друг другу удачи, разходимся по своим делам, унося с собой частицу восходящего солнца и сибирского колорита, дополняющих внутреннее равновесие, – каждый своё.
А когда Вячеслав вернулся во Владивосток, то прислал мне этот снимок, который он сделал в Иркутске – именно таким он увидел наш город, который запомнился ему своей «деревянной душой», и в который он, возможно, когда-нибудь вернётся.