Люди так привязаны к словам, что показать душу лошади, простоту и вдумчивость её сердца, используя одну музыку и танец, кажется неразрешимой задачей. Но режиссёру Сергею Землянскому и актёрам иркутского драмтеатра это удалось так точно и пронзительно, что спектакль по короткой повести Льва Толстого, длящийся всего полтора часа, ещё долго отзывается звонким эхом в душе. В истории пегого мерина все слова переведены в эмоции и движения, оттого она кажется честнее и пробирает до мурашек.
Тридцативосьмилетний Сергей Землянский открыл жанр новой пластической драмы 6 лет назад. Это синтез элементов драматического спектакля, танцевального театра и пантомимы. Над новым стилем корпят также главный художник театра имени Вахтангова Максим Обрезков и композитор Павел Акимкин. Сейчас за творчеством Землянского с замиранием сердца и дыхания наблюдают не только в России, но и за рубежом. Он считает, что так – не говоря ни слова – нельзя солгать и недоговорить.
Лишённые по воле режиссёра возможности говорить словами актёры иркутской драмы несколько месяцев провели в изнуряющих тренировках, учась чувствовать каждую клеточку своего тела, наполнять её честной эмоцией, передавать сквозь неё электричество. «Ежедневно с 10 утра актёры занимались физической формой, выжимали по две-три футболки, потели, худели, потом уже начинались репетиции отдельных сцен, учились говорить на этом языке», - рассказывает режиссёр об этом времени. За 10 дней до премьеры Землянский собрал спектакль на сцене, в простых символичных декорациях – загон и огромное колесо. В итоге получилась не просто картинка к тексту великого классика, а самостоятельное произведение, расширяющее сюжет, написанный более ста лет тому назад.
Лев Толстой задумал повесть ещё в 1856 году, когда конозаводчик Александр Стахович рассказал историю пегого мерина по кличке Холстомер, происходившего с Хреновского конного завода. Толстой работал над произведением до 1863 года, но оставил это дело. И только спустя 22 года его супруга Софья Андреевна нашла заброшенный черновик и уговорила графа продолжить работу. Толстой закончил «Холстомера» в 1886 году.
Одной из первых попыток воплотить повесть на сцене стал спектакль «История лошади», поставленный в 1975 году в Большом драматическом театре имени Горького (ныне Товстоногова) в Ленинграде. Однажды эту постановку увидел директор иркутского драмтеатра Анатолий Стрельцов и понял, что этим произведением можно воспитывать в человеке человека. Когда представилась прекрасная возможность поработать с Сергеем Землянским, он предложил ему именно это произведение для воплощения в пластической драме. И вот премьера в Иркутске простучала и прозвенела на основной сцене 14 сентября. Следующий показ состоится 2 октября.
«История о лошадях, но она же о людях. Всё условно, и в то же время конкретно. Тонкая грань – где человеческое, где животное, и как это может переплетаться», – объясняет режиссёр.
Наполненное бытовой простотой повествование Толстого на сцене превращается в музыкальную поэзию, яркую, тонкую и пронзающую до глубины души. Если это любовь молодого Холстомера и трепетной Вязопурихи, то это такая любовь, что пробирает до мурашек, обнимает, ласкает, наполняет светлой грустью до краёв. Если это любовь Бабы, матери Холстомера, и Любезного, то это горячее, порой вызывающее танго, настоящий пульс огненной страсти в изгибах двух прекрасных тел.
Сам Холстомер представлен в четырёх ипостасях – резвым мальчонкой (исполнил Артём Мартос), трепетным юношей (Иван Алексеев), верным мужчиной (Дмитрий Акимов) и мудрым стариком (Андрей Винокуров). В каждом из этих состояний Холстомер узнаёт нечто новое – свою пегость, первую и нежную любовь, труд и дружбу. Он величествен, грациозен, но отмечен белым, словно луной, светом которой окрашено всё действо, оттого и кажется чужим всем лошадям.
Жизни человека и коня переплетаются, иногда сходясь в единое, а затем расходясь в разные стороны, но всегда возводя отношение к ближнему в космический абсолют. Пегий мерин Холстомер призван пройти тяжёлый путь из воспоминаний, в которых он упрямо, верно, убеждённо тащит свой крест – свой труд. Самое радостное из этих проносящихся, словно вихрь, воспоминаний – дружба с молодым красавцем князем Серпуховским (Глеб Ворошилов). Это дружба-игра, связавшая коня и мужчину маленьким секретом огромной любви. В этой любви молодой человек выглядит жалким, а, потеряв любимую (Анна Дружинина), становится и вовсе невыносимым.
После расставания с князем каждая новая веха в жизни Холстомера похожа на предыдущую, каждый год выбит жёсткой плетью на его спине. Из порочного круга вырывает возвращение дома, своего места в табуне. Но внезапная встреча с уже старым, вечно пьяным Серпуховским, а затем оглушительный выстрел прерывают минуты умиротворения, бросая несчастное животное в бездну безумия. Спасти его можно лишь разрубив поводья.