За пару километров от озера Байкал кто-то древний собрал землю и камни в невысокие, почти правильной формы сопки. Одна из них, похожая на купол – священная гора Ехэ Ёрд. У её подножия раз в два года собираются тысячи людей, чтобы напитаться свежим солнечным воздухом, поющим в траве ветром и возрождёнными старинными традициями.
Ехать до места проведения Ёрдынских игр – Олимпиады народов Евразии – более 200 километров. Чем ближе к месту, тем извилистей становится дорога и бескрайнее – степь. Гора высотой 34 метра находится в 9 километрах от посёлка Еланцы на правом берегу реки Анги.
Ехэ Ёрдо в переводе с бурятского означает «большой, выступающий, высовывающийся». По записям учёных, в старые времена буряты во время облавной охоты устраивали национальный праздник хатарха вокруг горы. Её окружность составляет около 700 обыкновенных шагов, поэтому меньше 700 человек не могли принять участие в круговом танце. По преданиям, во время праздника умные и меткие парни находили себе красивых и хороших жён, а красивые и хорошие девицы – умных и смелых мужей. «Ёрдынские игры» были возрождены в 2001 году, в 2019-м они прошли в седьмой раз. Длится олимпиада три дня, в первый прошёл шаманский обряд и научно-практическая конференция, в следующие два – спортивные и культурные мероприятия.
Очередной поворот, и вот солнечная поляна между гор со звенящей от ветра травой. Здесь вырос не один десяток юрт и палаток, помосты, трибуны и широкая сцена. Эти «Ёрды» собрали не только бурятов из трёх байкальских регионов, сюда приехали тувинцы, якуты, киргизы и монголы.
В одном углу «поляны» культурная программа, в другом – спортивные состязания. И всё одновременно – ходишь по кругу и чему-нибудь удивляешься да учишься.
На сцене с широкой деревянной площадкой – конкурс этнического костюма. Под красивую, звенящую музыку хрупкие, точёные девушки «выносят» роскошные наряды, одни из них – легко можно использовать в повседневной жизни, другие больше похожи на музейные экспонаты. И в каждом костюме отразились байкальские легенды. За труд всем восьми рукодельницам вручают дипломы, книги и сертификат в магазин техники на 10 тысяч рублей.
А за сценой, напротив горы стрельбище. У края поля стоят спокойные, как сама гора, лучники, стреляют, сменяя друг друга. Здесь носится ветер, его шум смешивается с музыкой, долетающей сюда со сцены. Спортсмены сосредоточены, молчаливы, взглядом будто оценивают дистанцию и силу ветра. Им нужно выбить мишени – суры с 45 и 50 метров. Для этого у них только лук, стрелы и национальный костюм.
Стреляющие на разговор не идут, отправляют к тем, кто уже выступил. Один из них – 18-летний Роман из Кутулика. Красивый, статный, высокий. Показывает свой лук, с удовольствием и лёгкой торжественностью в голосе рассказывает о себе. Парень уже 5 лет занимается стрельбой из лука.
- Меня мама привела в этот спорт. Раньше я занимался борьбой, но получил травму. Думал, чем заняться? Открылась секция по стрельбе из лука у нас, в Аларском районе, приехал мой тренер – молодой, горячий, амбициозный. Мы сначала с другом пришли, но он быстро ушёл, потом и я забросил. И вот где-то через неделю после этого звонит мне тренер и спрашивает: «А ты придёшь?» И как-то это мне польстило, что я ответил: «Если надо, то, конечно, приду». И всё, как-то затянуло.
Луки, рассказывает Роман, своим подопечным делает тренер, он у них «рукодельник». «Если брать готовые плечи, рукоятку, то это час делов. Потом он ночь сохнет, на следующее утро можно заряжать и стрелять. А если с нуля, то, наверно, сутки», - рассказывает парень. Стрельба из лука – не просто красивый вид спорта, но и целая наука. Лук, стрелы, средства защиты – напалечники, нагрудники и краги – всё подбирается индивидуально. «Нельзя взять чужой лук и хорошо из него стрелять», - замечает парень.
Роман – вчерашний школьник, на днях сдавал ЕГЭ.
- Целый месяц готовился, никуда не ездил. И вот выбрался. У нас спорт такой, что нельзя показывать свои чувства, нужно быть сдержанным, спокойным, сосредоточенным. Так скучал по этому.
В противоположной стороне раскинулась «Ольхонская деревня», где мастера рассказывают о народном творчестве, промыслах и ремёслах. Здесь кипит жизнь. Возле одной из юрт на деревянных дощечках растянуты шкуры. Это нерпа, говорят мне две улыбчивые женщины, выглянувшие из юрты, и показывают, как выделывают шкуру. Раньше из них шили мешки и шапки. Тут же стоят мохнатые сапоги. Это специальная охотничья обувь из медвежьей шкуры, чтобы бесшумно подкрадываться к зверю. «Я всем говорю, что это шкура йети, сам добыл на Тибете», - смеётся подкравшийся сзади охотник Виктор Хамнаев. Он одет в белый костюм, на голове у него очки аквалангиста, а на ногах – наколенники из конского волоса.
Предлагают попробовать сало и мясо нерпы. «Вчера москвичи пробовали, аж всю тарелку умяли», - продолжает охотник.
- А не привыкшему человеку от него не будет плохо?
- Да не-е-ет. Ну только если воду не пить. Это самое главное. Сок, чай можно, но не воду.
Светло-серое сало с чесноком чуть поблёскивает на большом блюде, запаха практически нет.
- На что похоже? – спрашивают проходящие мимо туристы.
- На сало, - отвечают им те, кто уже попробовал.
«Оно содержит аминокислоты, омега-3-жиры», - рекламирует Хамнаев. «Придаёт мышечную силу! И никакие болезни не возьмут», - подхватывают женщины.
Охотник живёт в Онгурёнах. «А вокруг топтыгинов немерено ходит! Нынче вон скотину давить начали, телят. Два года подряд сильные пожары были, кедрач да ягодники выгорели, а дядя Миша ведь кушать хочет», - сетует охотник.
У него участок на берегу Байкала, говорит, что хочет развивать «этно-агро-экологический туризм», но для этого нужно поменять вид разрешённого использования у земли: сейчас на участке можно только сельским хозяйством заниматься. «Через Москву хочу сделать, а министру нашему, Кобылкину, сверху же всё видно: какая букашка внизу шевелится, какую задавить, а какая пущай живёт, дышит», - улыбается Хамнаев.
На выходе из «Ольхонской деревни» на лавочках дежурят мальчишки, они хихикают, едят мороженое и карамельные яблоки на палочках. Один парнишка с красным от сладкого ртом подскакивает к посетителям, вскидывает руки и рычит: «Я вампиррр!» Радостно отпрыгивает и хохочет.
Рядом с палатками, юртами и сценой сделан детский городок с надувными горками, батутами, качелями. В самом сердце городка маленький паровозик медленно катается по железной дороге, разложенной на досках, камнях и кирпичах. Тут же подскакивает главный по аттракционам: «Почти американские горки!» А увидев наше смущение, добавляет: «Ловим горизонт, полевые условия же».
За несколько часов сцена успевает опустеть, а затем снова наполниться людьми и звуками. Несколько режиссёров с трибуны руководят репетицией церемонии открытия «Ёрдынских игр».
- Марина Александровна, пройдите, пожалуйста, на сцену, вас ожидают, - ветер разносит слова диктора.
- Уйдите все за экран! Режиссёры работаем! - звенит голос режиссёра.
- Начинаем репетицию церемонии открытия…
- Николай Степаныч, вы там мешаете!
- ...Путешествует по миру легенда о древнем драконе…
- Ниже-ниже пригнитесь!
- …Спустилась на землю золотая колесница с великим огненным драконом…
- Лапы работают! Работаем головой. Не останавливаемся!
- …Ударил он своим могучим хвостом и образовалась глубокая расщелина…
- Хвост активнее бегает! Голову опустите!
- …ударил хвостом второй раз, растаяли льды и наполнили расщелину чистейшей водой…
- Туловище идёт сюда! Ребята, вас сносит вправо!
- …наконец ударил хвостом в третий раз, и берега чистейшего в мире озера покрылись непроходимыми лесами, поселились там существа, которые живут до сих пор…
- Народные сапоги должны быть у всех надеты! Не забудьте потом! Так, танцуют все, не стоим!..
Музыку разрезает громкий мужской голос: «А я напоминаю, что здесь проходят соревнования по мас-рестлингу, или перетягиванию палки. Это национальный вид спорта Якутии. Там все просто больны этим…» Чуть поодаль небольшая голубая трибуна, на ней и вокруг неё толпа людей. Выглядываю из-за спин зрителей – на матах доска, по обе стороны от неё, упираясь ногами, сидят двое крепких парней и пытаются отобрать друг у друга недлинную палку. Звезда соревнований – красавец Виталий Зарипов, пауэрлифтер из Иркутска.
- Итак, красная сторона сильнейший мас-рестлёр России Виталий Зарипов, - с чувством объявляет судья. - На синей – самый тяжёлый и самый высокий спортсмен нынешних соревнований Никита Мешков из Бурятии. Собственный вес Зарипова – 90 килограммов, Мешкова – 116,5 килограмма. Разница между спортсменами почти 30 килограммов, но для Зарипова это ничего не значит, чем грубее соперник, тем он злее.
Спортсмены садятся друг напротив друга, зрители напряжённо гудят, а затем облегчённо выдыхают. Через пару минут всё повторяется.
- О чём я и говорил. Фаворит оправдал наши надежды – самым сильным стал Виталий Зарипов, - объявляет судья, а потом шутит, – я на него в тотализаторе поставил.
Зрители хоть и смеются, но почему-то нервно шушукаются. «А...Это был ещё не финал», - вдруг объявляет судья. Теперь предстоит настоящая борьба за первое место. Против Зарипова выходит Олег Золотов из Бурятии, мощный, мускулистый. В первую схватку иркутянин забирает палку. «Это мастерство, ребята», - со вкусом произносит судья. Вторая схватка – напряжённее. Бурятский спортсмен совсем не хочет отдавать победу другому и намертво прилипает к палке.
- Давай, нууууу! Виталя! – неистово кричат зрители.
Нервы на пределе, даже ветер замирает над головами спортсменов. Наконец иркутянин вытягивает на свою сторону вместе с палкой бурятского спортсмена. Болельщики с обеих сторон требуют спорный поединок. Зарипов в третий раз вытягивает своего соперника и побеждает. Финальным шоу становится схватка между сильнейшими мужчинами и юношами. И уставший Виталий отдаёт абсолютную победу своему земляку Сергею Волкову.
Под главной зрительской трибуной тоже толпятся. Здесь небольшой пригорок и прямая площадка. На пригорке пристроились гости праздника, а в центре - люди в боевых стойках взмахами рук ломают хребтовые кости. Это соревнования по национальной бурятской забаве - hэер Шаалган. На классические виды спорта это мало похоже, зато шоу – отменное. Кости разлетаются с лёгким щелчком, и на этот щелчок зрители весело вскрикивают и аплодируют.
По словам президента Федерации этноспорта Бурятии Алексея Гыргенова, вид включён в программу «Ёрдынских игр» впервые и сразу же собрал 130 человек. Каждый из участников с собой привёз по семь костей, сверху добавили организаторы, вышло больше тысячи.
По правилам нужно разбить кость ударом голой руки. У каждого спортсмена – своя техника: кто-то становится в боевую позу, несколько раз примеряется кулаком, будто пытается почувствовать самое слабое место, а кто-то без поз и шагов каким-то резким взмахом разносит кость напополам. Бьют даже женщины, у них это получается не менее величественно и красиво, чем у мужчин. К концу соревнования все самые толстые кости разбиты.
«Обычно как раз самые толстые и остаются. Это настолько вырос уровень спортсменов, что они ломают всё», - радостно объявляет судья. До финала доходит 11 человек, костей не хватает, чтобы продолжать отбор, поэтому каждому дают по три кости и засекают время. Самому быстрому оказывается достаточно 1,87 секунды, чтобы справиться с задачей. Эта забава так вдохновляет, что местные мальчишки потом весь вечер снуют повсюду и сжатыми в кулачки ручонками изображают пасы спортсменов.
За сценой министр спорта Илья Резник потом расскажет, что почти все спортивные состязания на «Ёрдынских играх» сродни классическим дисциплинам, поэтому спортсмены с удовольствием приезжают сюда. Есть даже такие, кто не поехал на сборы. Кроме атмосферы и опыта, здесь, оказывается, ещё и неплохой призовой фонд – от 15 до 50 тысяч рублей. А в «играх баторов» можно заработать и все 150 тысяч.
Концерт-открытие «Ёрдынских игр» собирает больше тысячи человек, номера сменяют друг друга в безумном ритме, красочные костюмы, красивые легенды и проникновенные песни. Глаза каждого артиста горят, лица украшают солнечные улыбки. Режиссёры легко и страстно соединяют бурятов, казаков, русских в едином хороводе. До самого конца концерта приходится напоминать себе хоть изредка дышать.
- Вчера отключился свет, уже на базе до полуночи репетировали. Потрясающе, у них такой подъём! Это такой мощный толчок, чтобы ребята развивались в творческом плане – и хореографы, и певцы. Такой драйв совершенно точно открывает в них какие-то новые грани, - рассказывает уже после министр культуры Ольга Стасюлевич. По её словам, на Игры приехало более 100 детей, что всегда довольно сложно организовать.
Следующий день начинается на поле у трассы, у старта – небольшие грузовички, рядышком лошади щиплют траву, их гривы треплет неистовый ветер. Здесь проходят скачки по пересечённой местности на две дистанции – 4 и 8 километров. На первую выходят шесть всадников, старт дают как-то неожиданно. Нога в ногу лошади мчат своих наездников, едва касаясь земли. Вытянутые в линию зрители восхищённо вздыхают, судья что-то говорит, но его слова съедает ветер. До людей доходит только мерный стук копыт. Всадники скрываются за горизонтом, оставляя после себя жёлтый вихрь.
У старта готовятся спортсмены на дистанцию вдвое длиннее. На вороном коне сидит совсем молодой парень - Саша. Он скромный, немногословный, кажется, сильно смущается внимания. Коня зовут Доллар. Оба – впервые на «Ёрдынских играх».
- Сколько коню лет?
- Семь.
- Это много или мало для скачек?
- Это самый разгар.
- Как проходят тренировки?
- Гоняешь его километра два не быстрым темпом, так и тренируемся.
- Сколько по времени 8 километров займёт?
- Ну это долго. До туда быстро доскачем, а вот обратно медленнее будет.
Конь настороженно фыркает.
- Доллар, можно тебя погладить?
Конь снова фыркает, отворачивает голову от руки и возвращается к траве.
Чуть поодаль стоит невысокий смуглый Евгений в ковбойской шляпе, за поводья он держит рыжего Хохла. Коню 12 лет, характер у него другой, он легко отвлекается от травы и тыкается носом в ладонь. Ребята приехали из Нукутского района. «Мы лошадям говорим: готовься, они и готовятся!» - шутит про тренировки Евгений.
- Для меня езда на лошади – это любимое занятие с детства. С года.
- С года?!
- Да. С года до пяти меня отец на лошади катал, а в пять я сам уже начал. Мы лошадей разводим, их у нас больше 300. А вообще я работаю инструктором-экскурсоводом здесь, на острове.
Через пару минут всадников приглашают на старт, лошади нетерпеливо переступают с ноги на ногу. Одной, видимо, спокойствия не хватает, и наездник пускает её по кругу. Несколько мгновений, и 11 коней летят наперегонки с ветром.
А на поляне тем временем праздник красоты – семь прекрасных девушек на родном языке рассказывают о себе и своей земле, поют и танцуют. Титул «Красавицы Ёрдынских игр» достаётся Алёне Дондуковой из Бурятии. В финале она выплывает на сцену в невероятно роскошном образе, похожая на сказочную Малифисенту.
День жаркий, бушевавший с утра ветер к полудню почти стихает, часть людей собирается в путь, часть ещё прогуливается из одного конца в другой, пытаясь ухватить напоследок немного атмосферы. Пашут оставшиеся кафешки, работают уличные торговцы сладостями, жужжит детский городок. Запахи стоят разные, у сцены они солнечные, лёгкие, еле различимые, у «Ольхонской деревни» - пахнет травой и едой, а у подножия горы – вольерами для животных.
Под навесом на пружинистых ногах стоит мужчина с синем халате – здесь проходит конкурс стригалей. В одной руке у стригалей рычащая машинка, другой они придерживает овцу. Вид у неё существа, смирившегося со своей участью. Ловко поворачивая овечку разными боками, он сбривает шерсть, скатывая её в один вихрь, практически не теряя ни одного коричневого колечка. В закрытом загоне молчаливо толпятся ещё круглые овцы, в открытом уже обритые бегают стайкой и возмущённо блеют, будто обсуждая между собой странные человеческие забавы. А рядом – выставка сельскохозяйственных животных: философская корова, задумчивый зубр, влюблённые индюки, ехидные овечки и застенчивые волкодавы.
До заключительного концерта, который пролетит как одно мгновение, остаётся пару часов. У одной из основных юрт потихоньку скапливает народ. На скамью садится строгий мужчина в кепке, в руках у него странные инструменты: светлые, с двумя толстыми струнами, прорезями в деке в виде Байкала и длинным грифом. «Голова» у одного инструмента в виде изящного коня, у второго – лебедь. Он сначала берёт первый, проводит по струнам длинным смычком, подкручивая два крупных колка, и тот и вправду отзывается лошадью, потом так же музыкант настраивает второй – и тот поёт по-лебединому.
Так бурятский мастер Баир Цыденов показывает свои удивительные морин хууры. «Хотите, я могу продать или сделать на заказ?» - спрашивает он у прохожих. «А где вы живёте?» - отвечают вопросом ему. «Везде. Баяндай, Ольхон. В Иркутске могу мастерскую открыть», - рассказывает мастер. Изготовить морин хуур можно из разных деревьев – берёза, дуб, ель, клён. В зависимости от материала работа занимает от 2 недель до месяца.
Держать долго такую красоту невозможно, и мастер играет и поёт: «Ой, цветёт калина в поле у ручья, парня молодого полюбила я, парня полюбила на свою беду, не могу открыться, слов я не найду». Зрителей прибавляется, а со стороны сцены вдруг начинает звучать «Yesterday» легендарной группы Beatles.
После концерта – ёхор вокруг Ехэ Ёрд. Друзья и совершенно незнакомые люди берутся за руки и несутся под бурятские ритмы. Рядом —тёплый ветер, а тысяча людей летит три круга в хороводе, вдыхая жаркий запах вековых камней и свежей травы.