Всемирно известный скульптор и художник Даши Намдаков привез в Иркутск свою новую коллекцию под названием «Ясновидение». Это — новый опыт и для самого мастера, и для его поклонников, которые привыкли, что Даши творит из бронзы и других металлов. Новые скульптуры сделаны из дерева. Материалы для них собирали в разных частях страны, в том числе и на Байкале, а затем доставляли в мастерскую художника, где он в течение трех лет творил свою магию. О том, как прошла презентация новой коллекции Намдакова в Иркутске, читайте в репортаже «ИрСити».
В галерее Бронштейна, где открылась выставка «Ясновидение», представлено 16 работ Даши Намдакова. Это — не полная коллекция автора. Другие работы привезти в Иркутск оказалось проблематично из-за из размеров (некоторые достигают в высоту 15 метров), да и выставить скульптуры такого масштаба в нашем городе пока негде.
Изначально скульптуры Намдаков создавал для Венецианской биеннале, но их премьера в Италии так и не состоялась. Первым городом мира, который увидел эти работы, стал Иркутск.
— Очень здорово, что моя новая коллекция будет впервые представлена зрителям именно в Иркутске. Моя самая первая выставка бронзовых скульптур была открыта в Иркутске в 2000 году. С тех пор прошло 24 года, то есть два цикла по 12 лет, и я привез свою новую коллекцию на суд иркутян, — говорил на открытии Даши.
Во всём мире Даши Намдаков известен как художник, который работает с металлами: бронзой, серебром и даже золотом. А тут — дерево. Об этом сам мастер рассказывает так:
— Когда ты нашел какой-то язык, и этот язык стал достаточно популярным, узнаваемым, художнику становится сложно меняться. Я понял, что вошел в зону комфорта и мне надо с этим что-то делать. В работе с металлом я чувствовал себя как рыба в воде, и, когда большой опыт наработан, ты начинаешь какие-то вещи делать автоматически. Так я понял, что надо двигаться к природным материалам, и мой выбор пал на дерево.
Даши признается: когда ты молод, полон сил и амбициозен, хочется многое сказать и донести свою творческую мысль тысячей разных способов и деталей. Однако с возрастом появляется тяга к минимализму. У Даши она особенно четко проявилась после того, как он увидел скульптуру охотника, вырезанную из кости лося. Ее нашли археологи где-то на берегу Ангары. По словам Намдакова, она стала для него не только поводом переосмыслить свое творчество, но и образцом точного и емкого высказывания.
— Работа «Голова лося», которая вырезана древним охотником и выставлена в Русском музее, — для меня является абсолютным искусством. У этого человека, по сути, и образования-то не было, а он сделал шедевр. Тогда я подумал: а как сделать то же уже образованному человеку, который прошел большой путь, прошел множество выставок. Как сделать абсолютно простую, но абсолютно понятную работу? Я понял, что надо двигаться к природным материалам. Сначала была мысль про бивни мамонта, но этот материал ограничивает в размерах, кроме того, я с ним достаточно уже поработал. Поэтому выбрал еще более простой вариант — дерево, — поделился Даши.
В качестве основы для образов своей коллекции Даши выбрал онгоны — маски, которые в своих сакральных обрядах используют бурятские шаманы.
— Мне нужна была какая-то опора, от чего я должен был двигаться. Поэтому маски. Для меня шаманские маски — это то, что находится между человеком, который что-то видит, и самой средой. Что-то посередине, какой-то катализатор, который дает сверхчеловеческую силу, — поделился Даши.
Мастер признался, что он — сын тайги, поэтому всегда слышал и понимал природу чуть больше, чем многие другие. С помощью новой коллекции он попытался к природе приблизиться еще больше.
Все деревья, которые пошли на скульптуры, — это сухостои, то есть они погибли на корню. Это было принципиально важно для Даши — брать уже засохшие деревья, потому что «убивать» живые он не хотел.
— Очень интересно переплетаются судьбы. Вот эта сосна, которая умерла в лесу. Если бы она упала на землю, она бы сгнила, а так она осталась стоять и «ждала» лесоруба, который спилит ее и привезет ко мне в мастерскую. После этого она приехала в Иркутск, чтобы здесь ее могли увидеть в новом качестве, — пояснил Намдаков.
Даши рассказал, что любой художник, оказавшись в зоне комфорта, постепенно теряет творческий дар, «умирает». Поэтому он вынул себя из зоны комфорта и стал искать, изобретать свои техники работы с деревом. Это, по его словам, было непросто в начале пути.
— Поймите, это ведь не резьба по дереву. А то когда с людьми разговариваешь и рассказываешь, что делаешь новую коллекцию из дерева, все сразу думают, что это просто резьба. Но мои работы — это другое. Это сложнее. Тут есть и резьба, и живопись на «холсте», и много чего еще. Ты творишь в соавторстве с природой. И ты должен ее слышать, видеть, деликатно вторгаться в это пространство. Иногда подчиняться тому, что она тебе диктует, — признаётся Намдаков.
Работать с деревом было непросто потому, что творческой команде Даши пришлось долго искать способы его стабилизировать и сохранить форму на века.
— Изначально дерево, даже погибшее, сырое. Его надо было высушить, а затем остановить в нем жизнь, чтобы оно перестало дышать и трескаться. Для этого мы залили в него много разных жидкостей, обращались к специалистам, придумывали, экспериментировали. Для некоторых работ дерево нужно было опалить, чтобы получить красивую фактуру. Но опаленное дерево рассыпается в пыль, поэтому нам предстояло придумать, как его сохранить. Таких сведений нет даже в специальной литературе. Нам пришлось изобретать технологии самим. На это ушло около полугода, — рассказал Намдаков.
Даши очень хотелось поработать с разными цветами, поэтому часть работ выкрашена: какие-то изнутри, какие-то снаружи. О сходстве с оттенками натуральных камней и минералов мастер специально не думал. Признается: «Так просто получилось».
— Я всегда хотел цвета. В бронзе ты ограничен, потому что всё равно у тебя существует природная патина, ты провоцируешь бронзу на окисление и таким образом добиваешься цвета. Мне всегда этого было мало, мне хотелось всегда добавить красок. В этой коллекции мне удалось это сделать. Но даже здесь мы шли через патину, чтобы всё было максимально близко к природе, — объяснил Даши.
Даши Намдаков признался, что работа с деревом для него на этой коллекции не закончится. Уже третий год он создает ленд-арт-парк «Тужи» в Забайкалье на своей родной земле. В этом году творческий процесс продолжится.
— Это же моя родная деревня, моя малая родина, и мне хочется что-то сделать для нее. Поэтому я приезжаю туда каждое лето со своей командой, чтобы развивать этот проект. Его невозможно остановить, — отметил Намдаков.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.