Культура карточки Конец дороги, где спрятались чистые ключи и тюрьма. Объясняем названия поселений Иркутской области

Конец дороги, где спрятались чистые ключи и тюрьма. Объясняем названия поселений Иркутской области

По традиции всё не так очевидно, как кажется

Происхождение названия военного городка Чистые Ключи связано с легендой, Бутырки не имеют отношения к известной российской тюрьме, а Пивовариха — к алкоголю. Редакция «ИрСити» подготовила очередной разбор топонимики Иркутской области.

Мы использовали данные книги «Происхождение географических названий Иркутской области» Матвея Мельхеева, словаря «Географические названия Иркутской области» Станислава Гурулева, а также сайтов муниципальных образований и других открытых источников.

  1. Чистые Ключи
  2. Кимильтей
  3. Шалоты
  4. Олонки
  5. Буреть
  6. Бутырки
  7. Мурино
  8. Ангасолка
  9. Пивовариха
  10. Зама
1

Чистые Ключи

Чистые Ключи — один из основных ориентиров по Култукскому тракту. Происхождение названия военного городка, образованного в начале 1970-х годов, связано с давней историей.

В XVIII веке, когда осваивалась Сибирь, строили почтовый тракт, который должен был объединять европейскую часть России, Европу с Азией и Китаем. В то же время началось строительство Кругоморского тракта, потом его стали называть Кругобайкальским.

На этом строительстве работало около 200 ссыльных. По легенде, именно они первыми наткнулись на чистые источники питьевой воды, и местечко между собой стали называть именно так. Когда начали строить военный городок, эту историю вспомнили. Так появились «Чистые ключи».

Сейчас здесь проживают около 1,1 тысячи человек.

2

Кимильтей

Село Кимильтей Зиминского района, в котором проживают 1,7 тысячи человек, возникло в 1696 году, хотя люди здесь селились издавна, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки — каменные топоры, наконечники стрел, амулеты.

Существует легенда, согласно которой название села происходит от имен братьев-бурят Кима и Тея, которые пасли стада в этой местности. Согласно этой легенде, проезжавшие мимо спрашивали: «Чья это земля? Кима иль Тея?»

Но топографы, конечно, объясняют название более научно. Оно могло произойти от якутского кимииэлээх — «напористый», в переносном смысле — «навязчивый», «въедливый». А суффикс «-тей» пришел из другого языка, скорее всего бурятского. Село, кстати, получило свое имя от речки.

Существуют еще две версии происхождения названия. По одной из них, оно возникло от бурятского «хэмэл» — искусственный, по другой — от эвенкийского «хамалды», что значит «шаманить».

Кстати, история села связана с царской семьей. Кимильтей начал активно развиваться в 18–19-м веках, когда через село прошел новый Московский тракт. Именно по нему в Кимильтей прибыл цесаревич Николай Александрович, будущий царь Николай II. В доме местного купца Якова Метелева он провел два дня, посещал службы в местном Свято-Никольском храме. Но этот дом не сохранился.

3

Шалоты

Население деревни Шалоты в Нукутском районе совсем небольшое — чуть меньше 90 человек. В этом году поселение отметило 145-летие со дня основания.

По мнению исследователей, название происходит от бурятского слова «шулуун» — «камень», «шулуута» — «каменный».

4

Олонки

В Боханском районе есть село Олонки. По преданию, здесь жил когда-то бурят Олонко. И действительно, в документах XVII века встречается бурятское имя Ойланко. Некоторые производят название от эвенкийского «олоннго» — «брод». Очевидно здесь, где Ангара разбивается на множество источников, в древности находилось более удобное место переправы через реку.

По одной из версий считается, что основателями деревни были русские крестьяне, переведенные во второй половине XVII века по царскому указу из Европейской России для заселения Иркутского уезда.

С 1828 по 1872 год в Олонках жил на поселении декабрист Владимир Раевский. Среди олонских старожилов сохранилось мнение, что сокращенное название села Олонское — Олонки — впервые применил именно он.

Сейчас в Олонках проживают 2,2 тысячи человек.

5

Буреть

Название усольского села Буреть исследователи связывают с этнонимом «бурет (буреть)», которым называли себя в XVIII веке буряты. Об этом этнониме и о связи его с рассматриваемым топонимом пишут авторы современного труда «Буряты». Предполагается, что именно буряты были первыми жителями этой местности.

Буреть — одно из старинных сёл Усольского района. Оно основано в 1723 году. В середине XVIII века село, как и многие деревни этой местности, было прикреплено к Иркутскому Вознесенскому монастырю.

В 1936 году рядом с Буретью археологи обнаружили жилище сибирских охотников, возникшее 24–26 тысячелетий назад. Это самое раннее поселение людей в нашем крае.

Археологи нашли 20 женских статуэток из камня и кости. Это почти половина «мирового запаса» таких изделий, они сегодня хранятся в центральных музеях страны, а также в художественном музее Иркутска. Люди, жившие здесь, были одаренными и поражали мастерством. Они выполняли фигурки уток, гагар, подвески из бивня мамонта.

Сейчас в Бурети проживают около тысячи человек.

6

Бутырки

По пути по Байкальскому тракту, не может не обратить на себя название деревни Бутырки. Оно произошло от русского сибирского «бутырки» — «изба», «жилище», «селитьба, отдельная от поселений».

Деревня возникла в 1750 году. На карте Иркутского уезда Иркутской губернии второй половины XIX века деревня обозначена как Бутырская. Основным занятием жителей деревни было земледелие.

Существовали и промыслы. В 1901 году в селе Бутырки был распространен гончарный промысел. Горшечным промыслом занимались четыре семьи. Причем не было хороших станков, орудий и инструментов, горшки лепились руками, а кирпичи набивались в деревянные формы, из которых и выкладывались, горшки обжигали в обыкновенных печах в избах, кирпич делался в плохих сараях.

Сейчас здесь живут чуть меньше 370 человек.

7

Мурино

На другом берегу Байкала расположен поселок Мурино — по названию реки Мурэн. Исследователи отмечают, что на монгольском и бурятском языках «мурэн» означает «большая полноводная река». Мурэном обычно называют реку более многоводную, чем ближайшие к ней реки.

По другой версии, название произошло от эвенкийского «мурин» — «лошадь, конь».

Мурино было основано в 1874 году как почтовая станция на Кругобайкальском тракте. В 1904 году через поселок была проложена Транссибирская железнодорожная магистраль, а 1905 году построена одноименная станция.

В июле — августе 1918 года на станции Мурино происходили ожесточенные бои в ходе Гражданской войны.

Официально в поселке сегодня проживают 37 человек.

8

Ангасолка

Еще одно байкальское поселение — Ангасолка. Название, вероятно, образовано от эвенкийского «анга» — «пасть (зверя)», «щель», «-сол» и «-ка» — суффиксы. Есть еще более старая версия: топоним объясняли бурятским «онгосо» — «лодка, судно, корабль, челнок», но сейчас исследователи полагают этот вариант менее вероятным.

Ангасолки в Слюдянском районе две. Одна находится на новой ветке железной дороги, вторая — Старая Ангасолка — на Кругобайкальской. Она и возникла первой, но в конце 1940-х годов при строительстве новой железнодорожной линии Иркутск — Слюдянка геологи искали каменный материал для путевого щебня по левому берегу реки Правая Ангасолка.

На базе этих работ было построено производство, после нескольких расширений образован Ангасольский щебеночный завод. Постоянно эксплуатировать Ангасольское месторождения гранитов и пегматитов стали с 1957 года, а в 1960-м вблизи Ангасольского щебеночного завода и станции Ангасолка на Транссибирской магистрали был построен пристанционный поселок, названный Ангасолкой.

Сейчас здесь проживают больше 630 человек.

9

Пивовариха

Одно из самых больших сёл в Иркутском районе — Пивовариха. Здесь живут 4,5 тысячи человек.

Название произошло от фамилии Пивоваров. Появление первых жителей на территории села относят ко времени строительства первого Иркутского острога в 1661 году и образования в 1682 году Иркутского уезда.

Тогда появилось поселение Новоямское — место, где жили ямщики. Новоселы осваивали новые земли, появились крепкие хозяева, места их проживания начинают называть по их фамилиям — Анкудиновка, Пивовариха. Но сведений, кем конкретно был Пивоваров, история не сохранила.

Пивовариха раньше была местом ссылки. Еще во времена Екатерины II здесь нашли пристанище староверы — «семейские» люди, поляки, сосланные в Сибирь за участие в восстании в конце ХIХ века. В послереволюционные и в предвоенные годы население Пивоварихи пополнялась «кулаками», высланными с западных границ СССР.

А в начале 1930 годов территория села и прилегающие земли начали осваиваться работниками УНКВД по Иркутской области, здесь расположились их дачи и пионерский лагерь. А в 1937–1940 годах рядом с селом проводились массовые захоронения жертв политических репрессий, обвинявшихся в принадлежности к действующим якобы на территории Иркутской области различным антисоветским организациям.

По материалам архивных следственных дел, протоколов заседаний Тройки УНКВД выяснилось, что было репрессировано более 30 тысяч человек. Вблизи Пивоварихи захоронено около 17 тысяч человек. Захоронение было обнаружено в 1989 году. Сейчас здесь открыты памятные знаки, установлена «Стена скорби».

10

Зама

Ольхонская деревня Зама сегодня является домом для 80 человек. Ее название связано с преданием: когда предки ольхонских бурят в XVII–XVIII веках расселялись по берегу Байкала, то путь на север им преградили горы.

Тогда буряты якобы воскликнули «Зам унгэрээ!», что в переводе с бурятского языка означает — «дорога иссякла, кончилась», и заложили поселение. Название местности происходит от бурятского слова «зам», а поселка Онгурена, расположенного севернее, от — «унгэрээ».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Убрать Дарвина, или Родительское собрание как форма пытки
Лебедев Денис
Руководитель отдела "Бизнес"
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
«Такой же хаос на грани безумия». Иркутская туристка в ужасе от того, что Большое Голоустное превращается во вторую Листвянку
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Мнение
«Кто-то невидимый разрывает тебе мышцы на ногах»: переболевшая рассказала о злобном вирусе, который косит всех вокруг
Анонимное мнение
Мнение
«Выкиньте смартфон, включите мозги или порвите права». Яростная колонка об иркутских водителях
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления