Иркутск уже почти две недели задыхается от гари, тянущейся из загорода. Всё это время основной причиной задымления считались пожары на торфяниках. 6 октября временно замещающий должность руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области Александр Келиберда озвучил новую, весьма неожиданную версию — дым в город приходит из лесов Министерства обороны РФ, которое не справляется со своими пожарами.
По данным Келиберды, к 6 октября в Иркутской области действуют лесные пожары на площади около 186 гектар, из которых в введении агентства находится около 12 гектаров. Остальные 174 гектара — это собственность Минобороны РФ. При этом на тушении лесов Гослесфонда работают 51 сотрудник лесной охраны, три трактора и 123 автомобиля, а на тушение военных лесов — только 22 человека от Минобороны, один трактор и три автомобиля. Представитель агентства не забыл упомянуть про авиапатрулирование и про их суперскорость тушения лесных пожаров — 98,5% из них тушатся быстрее чем за 10 дней.
Подобная игра цифр, естественно, выводит вперёд далеко не военных. Глядя на их группировку в горящих лесах, кажется, либо они — киборги, либо — просто статисты. Так или иначе, агентство лесного хозяйства вместе с МЧС умело перевели стрелки на всегда молчащее в ответ на критику Минобороны. Если бы не одно но...
Торфяники, которые были причиной задымления предыдущие две недели, продолжают гореть. Как только на брифинге, где представители местной власти пытались говорить в основном о своём умении тушить лесные пожары, начинали поднимать этот вопрос, беседа заходила в тупик.
Из него выяснилось, что на данный момент торф в регионе горит почти на 130-150 гектарах, причём большая часть едва устанавливаемых площадей — в 70-100 гектаров — в районе посёлка Бурдаковка Иркутского района, которая ещё недавно с их же слов была главным поставщиком дыма в Иркутск. Более того, около деревни в 50 километрах от столицы Приангарья торфяные пожары не тушат, а только пытаются локализовать благодаря опашке. Со слов Келиберды, тушить такие пожары крайне сложно — техника и люди могут провалиться в глубины естественных отложений, и пиши пропало. Даже привёл случай, когда так провалился трактор, едва достали. Вот и надеется агентство лесного хозяйства только на дожди. Надеется на дожди, а обвиняет в дыму над Иркутском Минобороны, чьи леса горят значительно дальше Бурдаковки.
Безусловно, в данной ситуации выгораживать военных нельзя. Их вина в недостаточном внимание к лесу очевидна. Дело в другом. Иркутск, где официально превышено допустимое значение задымления всего в 1,1 раза, задыхается, и попытки власти перед журналистами отпихнуться от нагнетающейся вокруг них вины за это выглядят даже несколько смешно.
Что здесь ещё поделаешь? Остаётся и нам верить в ясное, пусть и дождливое завтра.