Депутаты Государственной думы приняли законопроект, согласно которому «Российские железные дороги» смогут вырубать лес в центральной экологической зоне Байкальской природной территории для модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. По мнению ряда депутатов, это необходимо для развития России, однако экологи бьют тревогу.
Для чего это нужно
Модернизацию Байкало-Амурской магистрали, увеличение её пропускной способности обсуждают с середины нулевых годов. В 2014 году был разработан инвестиционный проект модернизации БАМа и Транссиба. Его целью ставилось увеличение объёмов грузоперевозок до 120 миллионов тонн в год. Суммарные затраты на его реализацию оценивались в 562,4 миллиарда рублей, из которых около половины (261,1 миллиарда — средства «Российских железных дорог»).
По проекту модернизации предполагается проложить 570 километров вторых путей на Байкало-Амурской магистрали и перемычке БАМа с Транссибом между станциями Тында и Горелый, построить и реконструировать 43 разъезда на однопутных участках дороги и провести 415 километров контактных сетей.
Одно из самых масштабных сооружений в проекте модернизации магистрали — вторая нитка Байкальского тоннеля на перегоне Дельчибинда — Дабан в Бурятии. Общая сумма инвестиций в него составила 35 миллиардов рублей. Прокладку тоннеля начали в 2014 году, завершили в конце 2019-го. Для его запуска теперь нужно подвести вторые пути к станциям на перегоне. Как сообщало ТАСС, это будут делать в течение 2020 года.
В рамках модернизации обсуждалось создание ветки Могзон — Новый Уоян, которая бы стала четвёртой и самой длинной (около 700 километров) перемычкой Транссиба и Байкало-Амурской магистрали. Впервые она упоминалась в стратегии развития железнодорожного транспорта РФ, разработанной правительством России ещё в 2008 году.
В 2017-м глава РЖД Олег Белозёров во время Ассамблеи начальников железных дорог России предложил актуализировать информацию о проекте, впоследствии эту тему продвигал глава Бурятии Алексей Цыденов. Тем не менее на сегодняшний день нет никаких сведений о включении строительства новой перемычки в план модернизации БАМ до 2024 года.
«Спорный законопроект» и искажение фактов
Впервые о возможном разрешении рубок в окрестностях Байкала заговорили летом 2019 года. Соответствующую поправку в федеральный закон «Об охране озера Байкал» предложило правительство России, аргументируя, что для прокладки новых железнодорожных путей и коммуникаций на БАМе и Транссибе нужна вырубка леса в том числе в центральной экологической зоне Байкала. Отмечалось, что разрешение будет временным (до конца 2024 года) будет распространяться строго на возведение инфраструктуры, исключая какое-либо коммерческое строительство.
По данным РБК, площадь вырубки может составить порядка 8-10 тысяч гектаров леса. Они будут проводиться в центральной экологической зоне Байкала, но за пределами особо охраняемых зон.
Законопроект был внесён в Госдуму в декабре 2019 года группой депутатов фракции «Единой России». К третьему чтению появилась поправка о проведении сплошных рубок, её внёс депутат Владимир Афонский, один из авторов законопроекта.
В окончательном виде его приняли 15 июля. Перечень объектов инфраструктуры, под строительство или реконструкцию которых на Байкале можно будет проводить сплошные рубки леса, определит правительство. В список запрещено включать жилые дома, коммерческие или рекреационные объекты.
Трое депутатов «Единой России» из пяти от Иркутской области проголосовали за принятие законопроекта в третьем чтении — это были Николай Николаев, Александр Якубовский и Андрей Чернышёв; Алексей Красноштанов и Сергей Тен в голосовании не участвовали. Депутаты от КПРФ Михаил Щапов и Алексей Пономарёв были против.
Николай Николаев в комментарии «ИрСити» заявил, что вырубка леса в окрестностях Байкала — жизненная необходимость, потому что железнодорожные магистрали проходят практически вплотную к озеру с севера и юга.
«Они здесь расположены с самого начала, когда не было ни Байкальской центральной экологической зоны, ни особо охраняемых природных территорий, ни нацпарков. Это данность. Объективно, чтобы реализовать этот глобальный проект, нужно Транссиб и БАМ расширять и укреплять. Построить что-то другое, «в обход» Байкала или существующих экологических зон — невозможно», — подчеркнул он.
Николаев считает, законопроект чётко регулирует строительство только объектов транспортной инфраструктуры, необходимой для развития магистралей, что исключает хаотичную вырубку. Кроме того, он обвинил отдельных «экологов» и общественную организацию «Гринпис» в распространении некорректной информации и нагнетании обстановки.
На необходимости вырубок леса сосредоточился и Александр Якубовский. По его словам, для строительства всех дорог, разъездов, тоннелей и коммуникаций необходимы условия и инфраструктура для строителей. Депутат подчеркнул, что создание этих условий без прокладывания пути сквозь тайгу невозможно.
«Повсеместной вырубки быть не должно. Конечно, можно говорить о том, что вместо вековых сосен появятся щуплые осины. Для того, чтобы этого не случилось, есть надзорные органы — Росприроднадзор, природоохранная прокуратура», — сказал Якубовский.
А вот Михаил Щапов, голосовавший против, пояснил, что считает законопроект «спорным», хотя и согласился, что БАМ и Транссиб нужно развивать. По его мнению, основная проблема закона заключается в отмене экологической экспертизы и общественных слушаний, упрощение сплошных рубок.
«Возможно, это решение и оправдано. Но дело в том, что мы не понимаем какой именно, список объектов может попасть под упрощённые правила, потому что список утверждается правительством РФ. Получается мы разрешаем строить на берегу Байкала то, что не знаем», — заявил депутат. Щапов также отметил элемент «несправедливости», когда для строительства детских садов и школ в прибрежной зоне Байкала необходимы дорогие и сложные экспертизы, а для объектов «огромных корпораций» ничего этого не нужно.
«В законе нет страшилок о том, что кто-то покусится на Байкал»
Совет Федерации 24 июля поддержал этот законопроект. Сенатор Александр Пронюшкин, представлявший его коллегам, отметил, что правительство России составит список из 212 объектов, планируемых к возведению в центральной экологической зоне, и добавил, что «Российские железные дороги» на законодательном уровне обяжут провести компенсационное лесовосстановление.
Член Совета Федерации от Иркутской области Вячеслав Мархаев призвал коллег не одобрять законодательную инициативу, поскольку, по его мнению, сплошные рубки вблизи Байкала смогут нанести ущерб экосистеме озера. «Коллеги, вы со школьной скамьи ещё помните, наверное, что в Байкал впадает 365 рек и ручьёв. Имейте в виду, что в наши дни, по подсчётам учёных, осталось всего лишь 240. Прошу вас прислушаться к мнению нескольких миллионов жителей Иркутской области и Бурятии», — заявил он.
Сенатор Александр Варфоломеев, представляющий в Совете Федерации Бурятию, предложил организовать мониторинг за сплошными вырубками, потому что, по его мнению, ситуация в лесной отрасли Иркутской области и Бурятии является примером «вопиющей бесхозяйственности».
Глава СФ Валентина Матвиенко назвала выступление Мархаева «политическим» и согласилась с Варфоломеевым про необходимость контроля за вырубкой леса. Она отметила, что список, который составит правительство, будет гласным, что позволит Совету Федерации наладить контроль за его составлением и исполнением работ.
«Надо развивать страну и инфраструктуру. Как можно развивать регион [Сибирь и Дальний Восток], если там не будет инфраструктуры? Не знаю, найдётся ли хоть один человек, который скажет, что не нужно развивать БАМ и Транссиб. В этом законе ничего нет такого, страшилок о том, что кто-то покусится на Байкал», — сказала она в своём заключительном слове, после которого большинством голосов законопроект был одобрен. Голоса сенаторов от Приангарья разделились: Сергей Брилка проголосовал за, Вячеслав Мархаев — против.
Шаг к повторению «норильской катастрофы»
Руководитель программы по особо охраняемым природным территориям российского отделения «Гринпис» и юрист Михаил Крейндлин заявил, что вырубки леса при строительстве объектов на БАМе и Транссибе не являются главной угрозой при принятии законопроекта, хотя и они способны нанести ущерб экологии. Гораздо хуже, по его мнению, что отменяется государственная экологическая экспертиза для всех объектов модернизации транспортной инфраструктуры на всех особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения, а не только для Байкальской природной территории.
«Если РЖД захочет построить хранилище мазута для тепловозов на берегу Байкала в Северобайкальске, то им ничего не помешает это сделать. Если этот мазут потом выльется в озеро, будет катастрофа, сравнимая с норильской», — привёл пример Крейндлин и подчеркнул, что «граждане даже не будут знать, что у них происходит под боком», потому что с отменой госэкпертизы отпадёт надобность проводить общественные слушания.
Эколог также отметил, что сейчас на стадии общественного обсуждения находится изменённый перечень видов деятельности, запрещённых в ЦЭЗ БПТ. Одна из поправок предполагает, что перечень не будет действовать на инвестиционные проекты, реализуемые на основании указов, распоряжений и поручений президента.
«Действие двух этих документов может оказать крайне негативное воздействие на Байкал, поскольку будут реализовываться даже те инвестпроекты, которые формально запрещены, но которые одобрил президент. Если они будут касаться транспортной инфраструктуры, то они тогда даже экологическую экспертизу не будут проходить», — рассказал он. По его мнению, это может повлечь реакцию на международном уровне. Например, ЮНЕСКО может перевести Байкал в список всемирного наследия под угрозой, что будет означать нарушение Россией конвенции об охране всемирного и культурного наследия.
«Российские железные дороги» же поспешили заверить, что компания не планирует вырубать леса вдоль берега Байкала для строительства путей, это не предусмотрено проектом реконструкции Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. ТАСС со ссылкой на представителя компании отмечает, что некоторые технологические объекты невозможно построить без вырубки небольшой лесной полосы шириной 10-15 метров вдоль железнодорожных путей, «в подавляющем большинстве случаев вдали от береговой линии Байкала, и только в тех случаях, когда отсутствуют другие варианты размещения объектов инфраструктуры».
Кроме того, РЖД планирует провести компенсационное лесовосстановление и построить очистные сооружения.