Заксобрание Иркутской области 25 июня проведёт последнюю перед летними каникулами сессию. В повестке дня более 50 вопросов, среди них 34 законопроекта. Революционных решений представительному органу принимать не придётся – самым интересным вопросом в повестке дня являются не законодательные акты, а правительственный час, на котором будут рассматриваться вопросы работы дорожной отрасли и повышения эффективности дорожного строительства.
Среди законопроектов интересен отчёт об исполнении областного бюджета за 2013 год, который уже прошёл общественные слушания. Доходы бюджета в 2013 году составили 92,3 миллиарда рублей, расходы - 107,5 миллиарда рублей. Более 60% расходов областного бюджета - почти 71 миллиард рублей - были направлены на социальную сферу, что на 15% больше чем в 2012 году. Объём инвестиционных расходов в 2014 году составил почти 14 миллиардов рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2012 году. В бюджеты муниципальных образований было перечислено 6,8 миллиарда рублей, что почти в три раза превышает уровень 2012 года. Общий объём межбюджетных трансфертов в прошлом году составил 45,2 миллиарда рублей.
У правительства Иркутской области, как и в большинстве остальных субъектов федерации, проблем при исполнении бюджета 2013 года хватало. В ходе последнего отчёта правительства перед заксобранием в июне губернатор Сергей Ерощенко отмечал, что госдолг Приангарья остаётся на минимальном уровне – он составляет около 3 миллиардов рублей, это в четыре раза меньше, чем в 2009 году. В результате позиции региона в кредитном рейтинге были улучшены до показателя ВВ+. Буквы означают, что эмитент платёжеспособен, но неблагоприятные экономические условия могут повлиять на возможности выплат. Уже после отчёта, 24 июня, рейтинговое агентство Standard & Poor’s ухудшило прогноз долгосрочных рейтингов Иркутской области по обязательствам в иностранной и национальной валюте со «стабильного» до «негативного» уровня в связи в прогнозируемым снижением поступлений в бюджет региона из-за повышения затрат на социальные нужды и инфраструктуру.
Аналитики полагают, что рост поступлений в бюджет Иркутской области замедлится в связи с необходимостью повысить затраты на социальную сферу и инфраструктуру. На социальные нужды бюджет региона тратит львиную часть расходов, и они постоянно растут. В этой связи в 2013 году при корректировке бюджета в апреле правительству пришлось пойти на увеличение дефицита бюджета практически до разрешённого законом потолка в 15% от объёма собственных доходов. Такая же картина сохраняется в 2014 году: власти в ходе исполнения бюджета вынуждены наращивать дефицит. Его размер останется предельным и в 2015, и в 2016 годах, при этом социальные расходы будут только расти, и это не столько добрая воля региона, сколько постоянно навязываемые федерацией дополнительные обязательства, главным среди которых являются майские указы президента.
Эта тема актуальна для всех регионов страны и активно обсуждается на федеральном уровне. Президент Владимир Путин, в частности, дал правительству поручение до 1 августа представить предложения, как снизить резко возросшую долговую нагрузку на регионы. Вариантов тут немного – федерации, скорее всего, придётся давать практически беспроцентные бюджетные кредиты с тем, чтобы регионы могли отказаться от дорогостоящих займов в банках. Как писал в конце мая «Коммерсант», к решению проблем региональных бюджетов подключился даже Совет безопасности – там полагают, что проблемы в межбюджетных отношениях могут повредить национальной безопасности и спровоцировать рост сепаратистских настроений на местах. Иркутской области до этого далеко – регион даже по сравнению с соседями выглядит неплохо, но постоянный рост социальной нагрузки в ущерб бюджетным инвестициям рано или поздно станет слишком серьёзной проблемой даже несмотря на выигрышную для инвестиционных расходов динамику роста (в 2013 году – в 1,5 раза против плюс 15% у социальных расходов).
Также депутаты рассмотрят изменения в областной закон «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», которым предлагается установить право органов местного самоуправления выплачивать выходящим на пенсию муниципальным служащим единовременное поощрение за безупречную и эффективную муниципальную службу. Из сопровождающих законопроект документов невозможно понять, о каких суммах идёт речь, но ясно, что порядок вводится с 1 января 2015 года, и платить своим пенсионерам будут сами муниципалитеты в рамках существующих фондов оплаты труда. Насколько можно судить из закона, право на выплаты останется доброй волей руководства муниципалитетов, хотя практика работы властных структур показывает, что такие выплаты будут систематическими и потребуют дополнительных финансовых ресурсов.
Еще один законопроект в сфере госстроительства - «О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21-7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Проектом закона определяются должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении муниципального жилищного фонда. Его принятие позволит органам местного самоуправления самостоятельно возбуждать административные дела и составлять протоколы. Сейчас органы местного самоуправления направляют акты проверок в региональную службу государственного жилищного и строительного надзора, а уж она составляет протоколы. Понятно, что это приводит к нарушению сроков привлечения к ответственности, особенно, если документы направляются по почте. А часто так и происходит.
Завершится сессия правительственным часом «О положении дел в дорожной отрасли и мерах по повышению эффективности дорожного строительства в Иркутской области». Объём дорожного фонда на конец июня составляет 7,1 миллиарда рублей, из которых 6,37 миллиарда приходится на собственно средства дорожного фонда, ещё 786 миллионов пришло в качестве неизрасходованных остатков из 2013 года.
Основная проблема дорожного фонда Иркутской области, об этом писал «Коммерсант» 11 июня, - значительное снижение поступлений от акцизов на топливо. Региональный бюджет в этой связи может лишиться 1,2 миллиарда рублей, бюджеты муниципалитетов – 130-140 миллионов рублей дорожных фондов. Проблема особенно актуальна для муниципалитетов, которые успели заключить контракты на дорожные работы – недостающие средства им придётся искать самостоятельно и из других источников. Снижение связано не только с сокращением объёма продаж топлива и масел, но и с ускоренным переходом на производство нефтепродуктов более высокого качества, которые облагаются меньшими сборами, об этом на круглом столе «О положении дел в дорожной отрасли в условиях формирования муниципальных дорожных фондов» говорил начальник управления сводного бюджетного планирования регионального областного минфина Андрей Батюнин. Муниципалитеты сетуют на то, что уже заключена треть контрактов и снижение поступлений в дорожные фонды на 25% ставит территории в крайне опасное положение. В правительстве разводят руками, признаваясь в снижении точности прогнозов по наполнению дорожных фондов – она постоянно падает с момента создания дорожного фонда. Так что тема правительственного часа накануне длинных парламентских каникул заявлена крайне актуально.