В августе правительство РФ утвердило перечень моногородов, в число которых в Иркутской области вошли Байкальск, Шелехов, Тулун, Черемхово, Саянск, Усолье-Сибирское, Железногорск-Илимский и Усть-Илимск. В сентябре фракция «Единой России» в Законодательном собрании Иркутской области начала реализовывать партийный проект, направленный на превращение моногородов региона в «полигорода» с развитой промышленностью. Суть проекта в том, чтобы разнообразить прежде всего промышленное производство, снимая зависимость от градообразующих предприятий.
Попытки придумать варианты развития разбросанных по всей России моногородов предпринимаются далеко не первый год. Принимаются федеральные программы, выделяются десятки, если не сотни миллиардов рублей, регионы «грузят» целевыми показателями. Всё это, насколько я могу судить, ещё ни разу не дало ожидаемого эффекта. Более того, никто этого эффекта, по-моему, и не ожидает.
Региональные власти пытаются заменить продуктовыми рынками и мелким бизнесом предприятия, которые в лучшие годы давали по несколько тысяч рабочих мест, создавали многоступенчатые трудовые династии и обеспечивали моногорода всем начиная от магазинов и заканчивая санаторно-курортными комплексами.
Получается, понятно, не очень – даже если стремительно теряющие надежду населённые пункты начать заливать федеральными деньгами. Деньги эти, по-моему, в большинстве случаев тратятся на создание витрин, на которые нечего, а часто и некому ставить. Условия для развития малого бизнеса у нас – сами знаете. Для среднего – тем более. Крупный же бизнес у нас в стране работает, в основном, только в том случае, если был создан в 90-е и очень часто на останках того, что было построено в СССР. Делать ему в никому не интересных моногородах нечего.
Привыкшие к градообразующим монстрам граждане не готовы воспитывать в себе новые привычки – это сложно, а часто и унизительно. А их дети, вообще, не очень понимают, с чего они должны тут оставаться – мечты в лучшем случае связаны с региональными столицами, а никак не с маленькими грязными городами, куда угораздило заехать их ныне несчастных родителей.
В связи с этим понятные намерения региональных властей придумать какую-то формулу по спасению тонущих островков советской плановой системы в том числе при помощи плохо сляпанных федеральных программ выглядят трудом Сизифа и лишней тратой времени, денег и надежд. Опускать руки при этом политически невозможно и даже смертельно опасно. Поэтому моногорода превращаются то в кластеры, то в полигорода, но никак не в населённые пункты, в которых вновь хочется жить и воспитывать детей.