Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче иркутского аэропорта правительству региона. В перспективе власти Иркутской области должны найти инвестора для реконструкции существующего порта и для строительства нового, но в условиях кризиса это сделать будет действительно трудно.
Сейчас 100% акций ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» принадлежит Росимуществу РФ, по указу президента правительство РФ должно передать имущество предприятия в течение трёх месяцев, то есть до конца марта. Очевидно, к этому сроку у предприятия смениться топ-менеджмент, порт покинет команда гендиректора Константина Былинина, который может перейти на работу в «Шереметьево».
Переговоры о передаче предприятия властям Иркутской области велись с 2013 года – их инициатором, очевидно, был сам губернатор Сергей Ерощенко, который через ГК «Истленд» владеет базирующейся в Иркутске авиакомпанией «Ангара». Губернатор ранее заявлял, что за счёт прибыли иркутского аэропорта можно было бы финансировать развитие районных аэродромов в регионе. То есть, по сути, создать аэропортовый холдинг, который из Иркутска занялся бы созданием региональной авиатранспортной сети. Идея неплохая, но вряд ли осуществима. В 2013 году прибыль иркутского аэропорта составила 309,9 миллиона рублей – этих средств недостаточно для реконструкции аэродромов и аэровокзалов в районах. И сама идея о том, что Иркутск будет финансировать порты в райцентрах выглядит как-то неприглядно – по сути, у предприятия будут изымать операционную или чистую прибыль, большую часть которой он ранее направлял в собственное развитие. В марте 2014 года гендиректор иркутского аэропорта Константин Былинин в интервью газете «Областная» говорил, что с 2008 по 2013 года авиапредприятие заработало около 1 миллиарда рублей чистой прибыли, из них 75% средств акционеры позволили вложить в развитие порта. Именно за этих ресурсов (и банковских кредитов) аэропорт в 2009 году завершил реконструкцию вокзала внутренних авиалиний. Более того, порт собирался чистую прибыль будущих периодов направить на строительство нового международного терминала площадью 12 тысяч квадратных метров. Но эта идея была отложена в связи с переговорами о передаче предприятия региону. Возможно, что новый собственник вернётся к этому вопросу в 2015 году.
В указе президента говорится, что акции и имущество ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» передаются региону для того, чтобы он нашёл инвестора для реконструкции действующего предприятия в размере не менее 1,1 миллиарда рублей и строительства нового (за исключением аэродромного комплекса) - в размере не менее 20 миллиардов рублей. В первом случае речь, вероятно, идёт ещё и о модернизации взлетно-посадочной полосы (ВПП) – ранее сообщалось, что порту необходима реконструкция рулёжных дорожек, перрона, стоянок для лайнеров, а также средней части полосы.
Для модернизации существующего аэропорта иркутский губернатор ранее предлагал привлечь Incheon International Airport Corporation, оператора аэропорта «Инчхон» в Сеуле (Южная Корея). Очевидно, что в этом случае инвестор может стать совладельцем иркутского аэропорта.
О строительстве нового аэропорта уже можно слагать песню. Этот вопрос обсуждается в регионе более 20 лет, в последний раз, в 2008 году, институт «Аэропроект» показал макет нового порта, который должен разместиться около деревни Поздняково. Предполагалось построить аэровокзал, который будет обслуживать единовременно до 1,8 тысячи пассажиров в час, 28 мест для стоянки самолётов и саму ВПП длиной около 4,2 километра. Но с того времени проект так и не сдвинулся. Ранее к строительству нового аэропорта реальный интерес проявляла группа компаний "Ренова" Виктора Вексельберга. Сейчас она управляет ОАО «Аэропорт Кольцово» (Екатеринбург), ОАО «Международный аэропорт Курумоч» (Самара) и ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород». Но в условиях кризиса привлечь даже «Ренову» к новому иркутскому проекту будет достаточно сложно.
В реальности инвестор будет готов вкладывать средства в новый аэропорт только в расчёте на рост пассажиропотока. В указе президента говорится, что власти региона должны к 2020 году увеличить пассажиропоток иркутского авиаузла не менее чем до 3 миллионов человек. В 2013 году иркутской аэропорт обслужил чуть более 1,5 миллиона пассажиров. Представитель авиапредприятия говорит, что, по сути, это предел: большего добиться невозможно, остаётся одна возможность – делать аэропорт - существующий или новый - хабом, чтобы он работал как транзитный.