«Ангарский электролизный химический комбинат» (АЭХК) могут непосредственно привлечь к проекту по освоению Зашихинского редкометалльного месторождения в Нижнеудинском районе Иркутской области. Владельцем лицензии на него является ЗАО «Техноинвест Альянс», акционером которой, возможно, станет АЭХК.
Освоение Зашихинского месторождения финансируют акционеры «Техноинвест Альянса», в их числе структуры челябинской «Группы ЧПТЗ» и частные акционеры. Как пишет «Интерфакс», инициатором проекта рассматривает возможность привлечение новых акционеров – чтобы они стали совладельцами ЗАО «Техноинвест Альянс». АЭХК в этом случае может получить пакет акций от блокирующего до контрольного.
То, что владельцы Зашихинского месторождения идут партнёров для его освоения, объясняется тем, что проект – дорогой, его стоимость оценивается в 129,5 миллиона долларов. Представители «Техноинвест Альянса» в декабре на инвестиционном совете при иркутском губернаторе говорили, что необходимо ещё 3,1 миллиарда рублей на ЛЭП до месторождения и 2,75 миллиарда - на автодорогу. Да и сам проект, вообще говоря, оказался сложным – как уже писало агентство «БайкалПост», недропользователь сейчас пересматривает и дорабатывает технологию обогащения руды на месторождении.
АЭХК пока собирается участвовать в проекте как сторонний партнёр. Комбинат рассчитывает на то, что «Техноинвест Альянса» будет поставлять с месторождения концентрат с 44-процентным содержанием ниобия и 4,4-процентным содержанием тантала. На своём гидрометаллургическом цехе АЭХК собирается производить чистые соединения — пентаоксид тантала (50-200 тонн в год) и пентаоксида ниобия (от 500 тонн до 2 тысяч тонн в год). Тантал применяется как в изготовлении конденсаторов для сотовых телефонов и компьютеров, так и производстве твёрдых сплавов, а ниобий используется как ценная легирующая добавка в металлургии.
Такой металлургический проект иркутским атомщикам необходим ещё и потому, что в прошлом году АЭХК закрыл основное сублиматное производство. Ангарскому заводу нужна альтернатива, а лучше - несколько подобных производств.
Очевидно, вопрос о вхождении АЭХК в капитал «Техноинвест Альянса» будет решаться не только на уровне топливной компании ТВЭЛа, куда входит комбинат, но и в Росатоме. У последнего сейчас идут дела неплохо, есть контракты с зарубежными партнёрами, но в конце прошлого года в правительстве РФ обсуждалась возможность сокращения программы развития атомного комплекса до 2020 года общей стоимостью 899 миллиарда рублей, писала газета «Ведомости». Власти хотели, чтобы Росатом сэкономил на проектах АЭС и атомных ледоколов, но в итоге от такой идеи отказались – по крайней мере, в 2015 году.
Наконец, всегда существует рыночный риск. Цены на редкоземельные металлы в России в 2014 году падали, но спрос и стоимость на оксиды таких металлов оставался на высоком уровне как внутри страны, так и за рубежом. Другой вопрос, что цены на оксиды тантала и ниобия отличаются высокой волатильностью, то есть они быстро меняются, и прогнозировать их движение намного труднее, чем, скажем, стоимость черных или цветных металлов. В этом вероятно, и есть главный риск как для всего Зашихинского проекта, так и его возможных инвесторов в лице атомщиков.