Судьба одного из самых масштабных проектов Иркутской области - создание первого в Восточной Сибири завода чёрной металлургии - остаётся неясной. С одной стороны, всё готово: и земля, и инфраструктура, и документация, но с другой - на воплощение этой идеи требуется около 8,5 миллиарда рублей. Своими силами такой дорогой проект застройщик – «Восточно-Сибирская металлургическая компания» (ВСМК) – потянуть не сможет, а договорённости с возможным кредитором – Внешэкономбанком, переживающим не лучшие времена, — пока не достигнуты. Поэтому начало строительства завода перенесено с 2015 года на неопределённый срок. И это как раз в тот момент, когда строительная отрасль региона, остро нуждающаяся в местном поставщике металлопроката, пострадала от неожиданного скачка цен на арматуру.
О создании металлургического завода в Братске говорилось ещё в 2006 году, но только к 2013-му появилась возможность воплотить проект в жизнь. В конце того же года прошли публичные слушания, инициатива получила необходимые положительные отзывы и заключения. Тогда же были озвучены первые сроки ввода объекта – 2016 год. В 2014-м Корпорация развития Иркутской области включила братское предприятие в число девяти приоритетных проектов на получение господдержки. После стало известно о переговорах с Внешэкономбанком по привлечению кредита на строительство завода в размере 85% от стоимости проекта. Правительство Приангарья радостно анонсировало начало возведения БМЗа в 2015 году, однако работы так и не начались. В феврале 2016-го сотрудник министерства экономического развития региона сообщил ИА «БайкалПост», что он не может комментировать ход переговоров с ВЭБом, так как это коммерческая тайна, но строительство может начаться уже в этом году. В конце апреля мэр Братска Сергей Серебренников заявил , что разрешение на создание завода истекло, а за его продлением застройщик не обратился. Позже администрация города фактически опровергла слова Серебренникова, пояснив ИА «БайкалПост», что разрешение продлено 29 декабря 2015 года сроком до 6 февраля 2018-го. Несмотря на это, уже сегодня ясно, что планы правительства, назвавшего конец 2017 года датой запуска завода, срываются, а будущее проекта становится всё более туманным.
Экономическая оправданность
По плану завод будет выпускать в год до 270 тысяч тонн металлопроката диаметром 8-32 миллиметра. По словам аналитика ГК ФИНАМ Алексея Калачёва, это небольшой объём и на всю Восточную Сибирь не хватит, поэтому более дешёвая по сравнению с арматурой основных поставщиков продукция будет пользоваться большим спросом. Он отметил выгодное расположение будущего завода, имеющего все необходимые для работы ресурсы в «шаговой доступности»: предполагается, что завод будет потреблять газ с газоконденсатного месторождения, электричество - с Братской ГЭС, металлический лом предоставит региональная компания «Вторчермет», входящая в ВСМК.
«Отсутствие в Восточной Сибири собственного производства чёрной металлургии, а также использование конкурентных преимуществ города – наличие месторождения природного газа, низкая стоимость электроэнергии, дешёвое сырьё, обеспеченный спрос – позволит выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. В таких условиях, да ещё с учётом отказа от дорогостоящей транспортировки строительной арматуры из отдалённых концов страны, производство вполне может оказаться экономически оправданным», — подчеркнул эксперт.
Кроме того, в результате реализации проекта появится, по разным предположениям, от 520 до 640 новых рабочих мест. Налоговые отчисления оцениваются примерно в 8 миллиардов рублей, из них 6,04 миллиарда пойдут в федеральный бюджет, а 1,8 миллиарда – в региональный.
Доктор экономических наук, декан Сибирско-американского факультета менеджмента бизнес-школы Иркутского госуниверситета Надежда Грошева положительно оценила инициативу правительства: «Любые инвестиционные проекты всегда идут на пользу региону и муниципалитету. И строительство, и эксплуатация завода - это источник новых рабочих мест, кумулятивно дающий положительный эффект во многих сферах. Так, новые рабочие места - это источник НДФЛ, дополнительные заработки — это источник расходов у их получателей и доходов у всех остальных. Строительство требует в том числе и технику, и строительные материалы, следовательно, это выгодно поставщикам, и так далее». Но эксперт сомневается, что завод сможет сгенерировать суммарно почти 8 миллиардов налогов – «максимум 1 миллиард».
Экологическая дилемма
Публичные слушания по строительству завода в Братске прошли 27 декабря 2013 года. По результатам слушаний было получено положительное заключение. К августу 2014 года проект прошёл необходимые государственные экологическую и техническую экспертизы и получил разрешение на строительство в промышленной зоне посёлка Гидростроитель. «На производстве будет использовано самое современное оборудование и система газоочистки, соответствующие самым строгим европейским экологическим стандартам и нормам, которые существуют в мире на данный момент», — сообщали тогда в ответе на запрос ИА «БайкалПост» в правительстве.
Сам проект предполагает помощь окружающей среде региона – утилизацию лома чёрных металлов, который заводу предоставит компания «Вторчермет». Несмотря на это, завод планируется построить в одном из самых проблемных по экологической обстановке городов Иркутской области. На территории Братска уже работают алюминиевый завод, завод ферросплавов, лесопромышленный комплекс, а также ТЭЦ. Эти предприятия, являясь источниками загрязнения, ежегодно отчитываются о работе по улучшению экологической обстановки в Братске. Тем не менее Иркутский гидрометцентр оценивает уровень загрязнения воздуха в городе как «очень высокий» из-за значительного содержания вредных веществ. По данным за 2015 год, среднегодовые концентрации превышали допустимые нормы по сероуглероду в 4,4 раза, по формальдегиду — в 1,4 раза, по бенз(а)пирену — в 6,7 раза. Кроме того, зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации взвешенных веществ, оксида углерода, диоксида азота, сероводорода, фторида водорода, твёрдых растворимых фторидов.
Братский межрайонный природоохранный прокурор Дмитрий Петренёв предоставил ИА «БайкалПост» справку по металлургическому заводу, в которой представлены данные об основных источниках выбросов вредных веществ и системе их организации. Действительно, во всех цехах завода предусмотрен вывод загрязняющих веществ через дымовые трубы газоочистки. Нет какой-либо системы вывода отходов на нескольких участках, в том числе там, где работает автомобильный и железнодорожный транспорт, и на очистных сооружениях. «Всего проектом предусмотрено 19 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них 10 неорганизованных, 9 организованных, из которых в атмосферный воздух будут выбрасываться 22 вида загрязняющих веществ», — поясняется в справке.
Как пояснил Петренёв, эти выбросы в пределах установленных нормативов. «Но, с другой стороны, в Братске уже нельзя по СанПиНу строить новые предприятия, так как сегодня уже фиксируются превышения, в том числе и в месте, где собираются возводить завод. Строить пока не начинают, думаю, что вряд ли начнут», — заметил прокурор. По его словам, о запрете говорить рано, так как «ещё не стоит вопрос о строительстве».
Проблемы строителей
Создание местного производства арматуры стало особенно актуальным в начале 2016 года, когда строительная отрасль Приангарья столкнулась с резким скачком цен на 90% на металлопрокат. Как пояснил ИА «БайкалПост» генеральный директор компании «Восток Центр Иркутск» Михаил Сигал, основные поставщики арматуры в Приангарье - Челябинский и Западно-Европейский заводы – «подняли цены синхронно, никаких предпосылок к этому не было». По его словам, на покупку арматуры приходится до 20% от общих затрат стройкомпаний. При этом Иркутская область находится в зоне повышенной сейсмичности, поэтому в проекты зданий закладываются увеличенные до 10% объёмы металлопроката. Поэтому подорожание арматуры может привести к серьёзным проблемам. В первую очередь это ударит по возведению социальных объектов, финансируемых из бюджета. Под угрозой срыва окажутся и жилищные программы: «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» и «Жильё для российской семьи». По последней Приангарье должно возвести 700 тысяч квадратных метров до 1 июля 2017 года.
По словам Сигала, из-за скачка цен особенно пострадают те компании, которые не успели закупить арматуру в конце 2015 года: «Застройщики вынуждены поднять цены, но в условиях низкой покупательной способности сократится и уровень продаж. А это скажется на деятельности самих компаний, которые не смогут вернуть затраченные деньги».
Собственное производство могло бы спасти строителей от неприятных неожиданностей со стороны основных игроков на российском рынке металлургии. По данным администрации Братска, местная арматура обходилась бы застройщикам на 15% дешевле, чем привозная (в пересчёте на цены до повышения). Это повлекло бы за собой снижение затрат на строительство жилья и промышленных объектов. Как это отразилось бы на конечных ценах для потребителей, аналитики не взялись оценивать, так как на эти цифры влияет множество других факторов, в том числе покупательная способность населения. Но ясно, что местным строителям стало бы гораздо легче дышать.
К сожалению, история не знает сослагательного наклонения, и застройщикам придётся пока подождать местное производство ещё несколько лет и всё это время пытаться выживать в сложных экономических условиях. Реализация проекта в Братске, несмотря на предоставленные свободные ресурсы, будет сложной. И это вопрос не только денег, но и экологической обстановки в городе.