В конце 2016 года началось строительство новой взлётно-посадочной полосы (ВВП) в аэропорту «Байкал» в Республике Бурятии. Проект реализуется на федеральные деньги, на него выделено почти 4 миллиарда рублей. Вместе с современной «взлёткой» Бурятия получит множество бонусов, один из них - рост пассажиропотока, который подстегнёт развитие республиканской туристической отрасли и дорожной инфраструктуры. По данным экспертов, от реализации такого крупного инфраструктурного проекта выиграет и туротрасль Иркутской области, страдающая от отсутствия качественных и безопасных дорог.
Беспрецедентное строительство
Строительство новой взлётно-посадочной полосы в Улан-Удэ уже назвали беспрецедентным по объёмам и срокам. Её длина составит 3,4 километра, что на 400 метров больше существующей, ширина - 45 метров. Такие параметры позволят столице Бурятии принимать практически все воздушные суда, в том числе тяжёлые Airbus А321-200, Boeing 737-900ER и Boeing 767-300. Работы должны быть завершены к концу 2017 года.
Реализация проекта идёт под неусыпным контролем федеральных властей, генподрядчиком выступает «Спецстрой России». В апреле строительную площадку посетил министр транспорта РФ Максим Соколов. Он заявил, что проект движется с отставанием примерно в 3 месяца, которое можно ликвидировать к августу.
«Объём работы, которую предстоит провести генподрядчику, беспрецедентный. За такое короткое время таких масштабных по своим размерам, протяжённости полос у нас не строилось, но эта задача выполнимая. Её возможно выполнить, и уже в следующий туристический сезон, летом 2018 года, начать эксплуатировать ВПП в полном объёме, это даст новый статус воздушным воротам Бурятии, поскольку позволит российским и зарубежным авиакомпаниям использовать все типы судов и привозить в республику воздушным транспортом ещё больше туристов», - заявил министр.
В Иркутске взлётно-посадочная полоса достигла своих 3,5 километра только в 2015 году. Реконструкция проводилась с 2003 года из-за отсутствия регулярного финансирования из федерального бюджета (до апреля 2015 года аэропорт был в федеральной собственности). Иркутскому аэропорту потребовалось 13 лет на то, чтобы удлинить ВПП на 800 метров и капитально отремонтировать три участка по 900 метров. Последний - в центральной части ВПП - реконструировался с мая по июль 2016 года. Работы проводила строительно-производственная база «Союзстрой» (которая, в частности, активно ремонтирует автодороги в Иркутске) за 390 миллионов рублей. Деньги выплачены из собственных средств иркутского авиапредприятия. Весной 2017 года аэропорт отыграл аукцион на реконструкцию пяти рулёжных дорожек. Работы будут проведены в течение 2 месяцев.
Сейчас собственник аэропорта - министерство имущественных отношений Иркутской области. В мае стало известно, что все аэропорты региона, в том числе и в Иркутске, исключены из федеральной программы по модернизации. Теперь региональным властям, а значит и иркутскому авиапредприятию, не приходится рассчитывать на какие-либо средства из федерального бюджета - любой проект по реконструкции, а тем более и по строительству, придётся реализовывать своими силами и силами крупных инвесторов. Интерес к иркутскому аэропорту проявляют структуры Олега Дерипаски, Виктора Вексельберга и Романа Троценко, но конкретики пока нет.
Чего ждут в Бурятии
По техническим характеристикам новая «взлётка» в Улан-Удэ будет соответствовать существующей ВПП в Иркутске, что уравняет в условиях два аэропорта и серьёзно увеличит турпоток в Байкальский регион.
По данным комитета по туризму министерства экономики Республики Бурятии, пассажиропоток в аэропорту «Байкал» составляет около 300 тысяч человек в год. Предполагается, что уже в 2019-м, через год после ввода новой взлётно-посадочной полосы, он увеличится в 1,5 раза. Ожидается, что в регион зайдёт авиакомпания «Аэрофлот», благодаря чему возможно снижение стоимости авиабилетов.
«Летом 2016 года стоимость перелёта доходила до 70-90 тысяч рублей, это 90% от стоимости турпакета. Нашим гостиницам, туроператорам, общепиту приходилось очень сильно ужиматься, чтобы этот турпакет имел хоть какую-то конкурентоспособность. Оптимально для нас, чтобы доля расходов на авиаперелёт в пакете была не выше 40%», - пояснила ИА «БайкалПост» зампредседателя комитета по туризму Екатерина Мухина.
При этом республиканские власти понимают, что строительство новой «взлётки» потребует развитие дорожной и туристической инфраструктуры. По словам Мухиной, власти заключили инвестиционное соглашение на строительство гостиничного комплекса на Байкале, первые очереди которого будут введены к 2019 году. Также на побережье Байкала в рамках федеральной целевой программы создаются туристические кластеры, такой комплекс планируется создать и в Улан-Удэ.
С дорожной инфраструктурой, по словам собеседницы агентства, ситуация неоднозначная - есть вопросы по качеству к дорогам местного значения. «Минтранс проводит плановую работу, составлен перечень туробъектов и ведущих к ним дорог, по каждой их них определён планируемый тип работ - реконструкция, капремонт, строительство. Ежегодно из средств дорожного фонда выделяются деньги на пути к трём-четырём объектам турпоказа. Так, в 2017 году планируется построить дорогу к комплексу «Степной кочевник» в Заиграевском районе», - пояснила Мухина.
Она заметила, что новая ВПП поможет и в привлечении китайских туристов, которые приезжают в Бурятию, в основном, через Иркутск и иркутских туроператоров. Сейчас около 50% от всего числа туристов в Бурятии - это граждане Монголии, которые в большей своей массе едут в Улан-Удэ, где посещают магазины и торговые центры, на Байкал они берут одно-двухдневные туры. Для китайских туристов интереснее побережье Байкала, так называемый экологический туризм. Также иностранцев из азиатских стран привлекают общины забайкальских староверов, чем Иркутская область похвастаться, к сожалению, не может.
Мухина отмечает тренд, проявившийся в последнее время: иркутские туроператоры стали активно бронировать гостиницы для туристов в Улан-Удэ и на берегу Байкала.
По словам замглавы комитета по туризму, конкуренции между аэропортами, а тем более и между регионами, быть не может: Приангарье и Бурятия должны гармонично дополнять друг друга.
Социально-устойчивый туризм
Ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что сравнивать два разных аэропорта некорректно:
«Эти два аэропорта прекрасно могут дополнять друг друга при обслуживании туристов, естественно, при наличии развитого транспортного сообщения между собой и туристической инфраструктуры. Например, туристы прилетают в Иркутск, гостят на иркутской стороне Байкала, затем переезжают на сторону Улан-Удэ, отдыхают там и улетают уже из аэропорта Улан-Удэ, и наоборот. Конкуренция между этими аэропортами может заключаться в том, чтобы привлечь к себе больше перевозчиков, организовать у себя рейсы по большему числу направлений, но и в данном случае условия будут разными».
По словам Баранова, авиакомпании тщательно подходят к выбору маршрутов, просчитывая перспективы направления, и это не зависит от строительства новой ВПП или здания аэровокзала. Поэтому наплыва новых авиакомпаний и массового открытия новых направлений в аэропорту «Байкал» ждать не стоит.
Эксперт отмечает, что Иркутску, конечно, нужен новый аэропорт, но «пока вопрос не решён, нужно сделать всё возможное, чтобы существующий работал успешно», это могут быть не только финансовые вливания, но и административные меры поддержки. При этом Баранов отмечает, что эти меры не должны сосредоточиться только на одном аэропорте:
«Необходимо развивать дорожную и транспортную инфраструктуру в регионе, особенно ведущую к Байкалу и на нём. Поддержка может быть оказана и туристической сфере, начиная с энергетики и услуг связи, заканчивая решением проблемы отходов и вопросов сохранения окружающей среды. Всё это может позволить сохранить аэропорт города в числе ведущих аэропортов страны, продолжить работу по обслуживанию пассажиров и грузов».
По мнению генерального директора туристической компании «Абсолютная Сибирь», члена правления «Сибирской байкальской ассоциации туризма» Алексея Никифорова, состояние автомобильных дорог в Иркутской области не даст туризму развиваться, поэтому необходимо уже сейчас учитывать появление новой «взлётки» в Улан-Удэ.
Эксперт приводит в пример проект по развитию туризма в Байкальске, в который китайская компания «Чжунцзинсинь» намерена вложить 11 миллиардов долларов.
«Если представитель серьёзной турфирмы проедет по дороге от Иркутска до Байкальска, то он не будет включать это направление в каталог на очередной сезон. Дорога неудобная, опасная - неразграниченные полосы, «тёщины языки». Даже если мы увеличим поток на 15%, то получим коллапс. И это без учёта отдыхающих. А со стороны Бурятии идёт плоская, не такая опасная дорога, которую легче расширить. Поэтому туроператорам надо планироваться с учётом того, что в Улан-Удэ будет новая взлётно-посадочная полоса. Именно оттуда, с бурятской стороны, пойдёт сбалансированное распределение турпотоков во времени и пространстве - это социально-устойчивый туризм», - поясняет Никифоров.
По его словам, разговоры о том, что Бурятия перетянет на себя часть туристов, приезжающих в Иркутск, - демагогия. «Уже сейчас 35% планируемой турпрограммы касается восточного берега Байкала - это Баргузинская долина, Улан-Удэ, семьи староверов», - отмечает эксперт, подчёркивая, что на данный момент иркутский аэропорт испытывает напряжение в пик сезона, а состояние международного терминала не выдерживает никакой критики.
В Байкальском регионе складывается странная ситуация. В Бурятии за 2 года планируется реализовать крупнейший проект по строительству взлётно-посадочной полосы на федеральные деньги. Это получилось, потому что региональные власти и компания «Метрополь», владеющая аэропортом «Байкал» (и построившая, кстати, в Иркутске планетарий), умеет договариваться с федеральным центром. Иркутскому авиапредприятию потребовалось 13 лет, чтобы привести свою ВПП в порядок, и неизвестно, сколько должно пройти времени, чтобы правительство Иркутской области решило вопрос с инвестором и уговорило Минтранс РФ вернуть аэропорт в федеральную программу по модернизации. За кулисами этих разборок иркутские туркомпании уже подстроились под новые реалии, просчитали новые возможности для привлечения и размещения туристов в Бурятии с учётом того уровня развития инфраструктуры, который есть сегодня. Остаётся надеяться, что не возникнет конфликт интересов между иркутскими и бурятскими туроператорами, бьющимися за благословенного китайского туриста.