Собственная операционная система разрабатывается для пассажирского самолёта МС-21, который собирают на Иркутском авиационном заводе, по заказу Минпромторга России, сообщала 2 октября газета «Известия».
Над её созданием работает Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС) с привлечением сторонних подрядчиков. Собственная ОС позволит защитить отечественную разработку от возможных санкционных ограничений западных стран.
В Минпромторге «Известиям» пояснили, что операционная система разрабатывается в рамках научно-исследовательской работы без привязки к конкретному самолёту. При этом ГосНИИАС нацелен на её применение в составе нового российского пассажирского самолёта МС-21. Система получила рабочее название JetOS.
«Сейчас на гражданских самолётах используется ряд зарубежных операционных систем реального времени (ОСРВ), например: MACS2, LynxOS-178, VxWorks 653, PikeOS. В том числе иностранное программное обеспечение используется на самолётах SuperJet-100, Однако имеются очевидные риски их применения предприятиями отечественного приборостроения из-за санкционной политики западных стран, вследствие чего и была начата разработка отечественной ОСРВ», — сообщили газете в пресс-службе министерства.
Уже существует рабочий прототип системы, функционирующий на платформах отечественных разработчиков. Сертификационный пакет, удовлетворяющий требованиям авиационных властей России, в соответствии с заключёнными контрактами планируется получить в конце 2019 года.
МС-21 — российский лайнер, вместимостью от 150 до 211 пассажиров, который создаётся на замену Ту-154 и Ту-134. Первый полёт МС-21-300 состоялся 28 мая.
На данный момент портфель заказов на МС-21 составляет 285 самолётов, из них на 185 машин – «твёрдые», или проавансированные контракты. Первым заказчиком самолёта стал «Аэрофлот», с ним ОАК планирует заключить контракт на поставку 50 МС-21 в 2017 году. Глава Минпромторга Денис Мантуров 28 мая заявил о поставках более 1 тысячи машин до 2037 года.