Московский научно-исследовательский институт «Аэропроект» победил в аукционе на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства нового терминала международных и внутренних линий аэропорта Иркутска, снизив начальную цену контракта с 4,9 до 3,6 миллиона рублей. Протокол решения закупочной комиссии опубликован 16 ноября на сайте госзакупок.
На участие в торгах подали заявки два института – «Аэропроект» и «Ленаэропроект». Первый предложил выполнить работы за 3,59 миллиона рублей, второй – за 4,6 миллиона рублей.
Реконструкцию предполагается провести в 2018—2020 годах. Общая площадь аэровокзального комплекса международных и внутренних воздушных линий составит до 40 тысяч квадратных метров. В ТЭО необходимо определить пропускную способность аэровокзала с учётом достижения расчётных параметров объёма пассажирских перевозок к 2028 году, для дальнейшего расширения – к 2035 году. По условиям торгов проектировщик обязан предложить не менее трёх вариантов размещения терминала на земельном участке «с юго-восточной стороны магистральной рулёжной дорожки №1», при этом максимально приблизив новый аэровокзал к перрону.
Аэропорт Иркутска, входящий в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока, был передан из федеральной в областную собственность в апреле 2015 года по инициативе экс-губернатора Сергея Ерощенко. Тогда предполагалось, что власти будут развивать существующий авиаузел. Губернатор Сергей Левченко предложил построить новый аэропорт с учётом реконструкции старого. В марте на сессии заксобрания региона Левченко сообщил, что конкурс на строительство нового аэропорта Иркутска будет объявлен в 2017 году. В июне на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Левченко заявил о пуле потенциальных инвесторов, которые готовы вложить 2 миллиарда долларов в строительство нового аэропорта Иркутска, но не назвал их. До этого он подчёркивал, что инвестором нового аэропорта станет «Новапорт». Из-за этого ФАС дважды предупреждало региональные власти о недопустимости выбора инвестора без конкурса.
В 2017 году дочерняя компания корпорации Троценко «AEON» «Новапорт Иркутск» и Корпорация развития Иркутской области создали совместное предприятие «Иркутскаэроинвест» По данным региональных властей, она восстановит проектную документацию для выбора площадки под новый аэропорт, а также подготовит конкурсную документацию по строительству аэровокзального комплекса, взлётно-посадочной полосы и плана по восстановлению местных аэропортов.
В мае заместитель председателя контрольно-счётной палаты Иркутской области Константин Янцер заявил о рисках возврата 100% акций аэропорта Иркутска в собственность Российской Федерации из-за отставания сроков реализации прогнозного плана по развитию авиаузла. Чуть позже стало известно, что Минтранс исключил все аэропорты Иркутской области из федеральной программы модернизации.
В августе губернатор Иркутской области Сергей Левченко заявил, что реконструкцию аэропорта Иркутска планируется провести до середины 2019 года. На эти цели потребуется 8 миллиардов рублей.
Москвоский «Аэропроект» несколько раз подготавливал проектную документацию для иркутского аэропорта. Так, в 2009 году он разработал генеральный план строительства нового аэропорта в посёлке Поздняково. Но проект не был реализован, так как не удалось получить согласование у Минобороны РФ, которое владеет этими землями. В 2016 году институт подготовил проект реконструкции центральной части покрытий взлётно-посадочной полосы, рулёжных дорожек и водосточно-дренажной сети аэродрома в Иркутске.