Совладелец группы компаний «Истлэнд», экс-глава Иркутской области Сергей Ерощенко нашёл идеальную площадку для реализации своих амбиций в авиационных перевозках. Это аэропорт Улан-Удэ, развитие которого продвигается как государством, так и частными структурами. Здесь при согласовании с собственником воздушной гавани - «Новапортом» Романа Троценко - создана новая авиакомпания, контроль над которой сосредоточен в руках иркутского бизнесмена.
Курс на хаб?
С конца 2016 года аэропорт Улан-Удэ – это одна из самых горячих точек на карте России. Так, в марте 2017-го Улан-Удэ получил статус труднодоступного населённого пункта, поэтому федеральный бюджет выделяет авиаперевозчикам субсидии на перелёты в другие регионы. В сентябре у аэропорта сменился собственник – авиаузел стал одним из 14 аэропортов, входящих в холдинг Романа Троценко «Новапорт». В середине 2018 года планируется завершить строительство новой взлётно-посадочной полосы, которое ведётся на федеральные деньги (4 миллиарда рублей). К 2024-му предполагается построить международный терминал на 8 тысяч квадратных метров за 1,6 миллиарда рублей.
Инфраструктурные решения, по мнению властей, помогут им достичь заветного миллиона пассажиров в год, пока же аэропорт топчется на одном месте, не превышая обычный пассажиропоток в 300 тысяч человек.
Кроме того, региональное правительство решило создать базовую авиакомпанию, но со своими перевозчиками, которые могли бы стать основой для работы нового предприятия, в Бурятии как-то не складывается. «Панх» в 2016 году попала в кризисное положение. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) расторгла с ней договор лизинга на пять самолётов, она прекратила перевозки на северных маршрутах. В Бурятии её сменили «Бурятские авиалинии» («Бурал»), которые летали вместе с дагестанской компанией «Пионер - региональные авиалинии». Но в феврале 2017 года Росавиация аннулировала их сертификаты эксплуатанта, заявив, что бурятская авиакомпания выполняла полёты на воздушных судах с истёкшим ресурсом двигателей, а «Пионер» - на самолётах других авиакомпаний, не включённых в её собственный сертификат эксплуатанта. С мая в Нижнеангарск и Таксимо стала летать иркутская «Ангара», входящая в ГК «Истлэнд».
Руководитель аналитической службы портала «АвиаПорт» Олег Пантелеев пояснил порталу «ИрСити», что аэропорт Улан-Удэ сможет претендовать на звание хаба, если базовая авиакомпания превзойдёт существующие сейчас региональные перевозчики: «Здесь важный момент, если бы появился новый игрок, который, помимо прочего, ещё мог увеличивать маршрутную сеть и - не маловажное – лоббировать свои интересы при получении субсидий из регионального бюджета, то компания могла бы занять неплохую рыночную долю. Если это будет относительно крупная компания, по масштабам превосходящая существующие сейчас региональные перевозчики, есть вероятность, что издержки удастся сократить. Но без магистральных самолётов говорить о каком-то хабе не приходится. Либо это будет фидерная авиакомпания, которая будет подвозить пассажиров рейсами других перевозчиков».
Пантелеев также отметил, что существующего у населения уровня доходов недостаточно для стимулирования роста пассажиропотока, на это может повлиять развитие туризма на Байкале. Первым и крупным претендентом на это является Китай. Но пока что туриндустрия не может предложить потенциальным гостям высококлассного сервиса и большого количества номеров для размещения.
В руках Ерощенко
В 2016 году правительство Иркутской области лишило авиакомпанию «Ангара» привилегий по субсидируемым направлениям, за перевозчиком остались рейсы до Ербогачёна и Мамы. Кроме того, в течение года разгоралось несколько неприятных для ГК «Истлэнд» скандалов с региональной властью.
Но, как оказалось в 2017 году, Сергей Ерощенко нашёл пути для дальнейшего развития своего авиабизнеса. В конце года глава Бурятии Алексей Цыденов заявил, что есть предварительные договорённости с иркутским бизнесменом о создании в Улан-Удэ базовой авиакомпании – тёзки аэропорта – «Байкал». Позже стало известно, что новый перевозчик будет создан «путём интеграции» иркутской «Ангары» и местной «Байкалавиаком». А стартом для работы «Байкала» станут рейсы в северные населённые пункты Бурятии - Нижнеангарск и Таксимо. Первые полёты начнутся уже в августе 2018 года. Иркутский перевозчик предоставит самолёты, бурятский - аэропорты. При этом в бюджете региона расходы на субсидирование перевозок в 2018 году выросли на 38% по сравнению с 2017-м - до 60 миллионов рублей. До начала работы новой авиакомпании по этим двум маршрутам пока что летает «Ангара».
По данным системы «СКРИН-Контрагент», авиакомпания «Байкал» зарегистрирована в Улан-Удэ 26 января 2018 года с уставным капиталом в 100 тысяч рублей. Её директором стал Валерий Петенков, воспитанник Бугурусланского лётного училища гражданской авиации, пилот, замгендиректора закрывшейся в 2001 году иркутской авиакомпании – тёзки новой.
У перевозчика два учредителя: 51% уставного капитала принадлежит созданному в 2002 году при «Ангаре» «Агентству продажи билетов «Ангара-Сервис» (АПБ), 49% - у «Иркутского авиационного центра технического обслуживания и ремонта №403» (ИАЦ). Обе компании - структурные подразделения ГК «Истлэнд».
При этом 71,25% АПБ принадлежит самому Сергею Ерощенко, 23,75% - его сыну Владимиру. 5% - за «Ангарой», базирующейся не только в Иркутске, но и в Киренске, и Нижнеудинске.
ИАЦ принадлежат эти два аэропорта. 80% уставного капитала центра – за директором Владимиром Гавриловым. Он также возглавляет компанию «Антанта», зарегистрированную в Листвянке в 2015 году и занимающуюся гостиничным бизнесом. Владельцами этой компании являются Владимир Ерощенко (2%) и ЗАО «Региональная компания «Байкал-Отель», расположенная по тому же адресу, что и гостиница «Иркутск» (также входит в ГК «Истлэнд»). Совладельцем Иркутского авиационного центра является Иван Катицын, который также возглавляет вышеназванные аэропорты Киренска и Нижнеудинска.
Сама авиакомпания «Ангара», как утверждается на сайте предприятия, занимает 70% рынка перевозок в Иркутской области, в месяц выполняет 140 рейсов, с сентября 2014 года может выполнять международные перелёты. АК существует с 2000 года, в ноябре 2010-го произошло слияние АК с «Иркутскавиа». Сейчас её парк насчитывает 34 единицы: пять Ан-148, семь Ан-24, три Ан-26-100, четыре Ан-2, 16 вертолётов Ми-8 различной модификации и один Ми-8 АМТ, оснащённый медицинским модулем. Планы на будущее у перевозчика грандиозные - в июле 2017-го стало известно, что компания купит три новых МС-21.
«Не захотел»
По бумагам новая авиакомпания полностью контролируется иркутским бизнесом. Но правительство Бурятии утверждает, что в проекте принимают участие и местные авиакомпании «Байкалавиаком», «Панх» и «Бурятские авиалинии». Между тем «Панх» и «Бурал» региональными перевозками не занимаются, но смогут предоставить свои лётчиков и техников. «Байкалавиаком» создана в ноябре 2016 года, её единоличным владельцем и гендиректором является Роман Дягилев. АК выполняет патрулирование и тушение лесов, а также предоставляет услуги санавиации. Парк перевозчика укомплектован самолётами малой вместимости: 12 Ан-2 и один четырёхместный итальянский Р2006Т.
Директор перевозчика Константин Осин в комментарии «Коммерсанту» заявил, что договорённостей об участии в АК «Байкал» нет: «Пока условия участия нашей компании в АК «Байкал» не обсуждаются. Мы предлагали вариант вхождения с получением доли в новой авиакомпании, но, насколько я знаю, Ерощенко не захотел». Если договориться не удастся, компания планирует осуществлять полёты судами меньшей вместимости.
В пресс-службе авиакомпании «Ангара» порталу «ИрСити» заявили, что иркутский авиаперевозчик оказывает методическую помощь в организации работы новой авиакомпании. Условиями участия «Ангары» является предоставление необходимого количества воздушных судов для получения сертификата эксплуатанта - три самолёта Ан-24. По поводу участия местных авиакомпаний утверждается, что «ни на каких условиях бурятские перевозчики не привлекаются». Планируется, что 25 февраля АК «Байкал» подаст заявление в Росавиацию, 1 июня – получит сертификат, а 1 августа – начнёт выполнять полёты. Вопрос о маршрутной сети сейчас «обсуждать преждевременно».
Руководитель аналитической службы портала «АвиаПорт» Олег Пантелеев подчеркнул, что в России есть прецеденты, когда авиакомпании имеют несколько полноценных операционных баз со станциями технического обслуживания и лётным составом. «Если такое решение принято, то можно предположить, что да, источники финансирования, без которых можно будет субсидировать полёты, найдены и экономическая модель выглядит привлекательно», - заметил эксперт.