Заксобрание Иркутской области на сессии 11 ноября приняли в первом чтении бюджет региона на 2021 год с предельно возможным дефицитом. Трансляция заседания ведётся на Youtube-канале ЗС.
Проект бюджета поддержан всеми комитетами и комиссиями ЗС, кроме комитета по здравоохранению и соцзащите. По словам главы комитета Александра Гаськова, снижение по всем статьям произошло на 15-16%.
За бюджет проголосовали 25 депутатов из 37 присутствующих, 10 - против, двое воздержались. Голосование было поимённым, требование об этом поступило от 12 депутатов фракции КПРФ.
Доходы бюджета на 2021 год утверждены в сумме 166,7 миллиарда рублей, расходы - 180,6 миллиарда, дефицит - почти 14 миллиардов рублей, или 10%. По словам министра финансов Наталии Бояриновой, это предельно допустимый уровень дефицита. На поддержку муниципалитетов в бюджете заложено 10,1 миллиарда рублей. Общий объём межбюджетных трансфертов составляет почти 67 миллиардов рублей.
«Распространение коронавирусной инфекции стало масштабном вызовом для РФ и региональных экономик, пострадали почти все сферы деятельности, снизились доходы населения. Резко упали поступления в региональную казну», - пояснила Бояринова.
Также произошло снижение поступлений налоговой отдачи от предприятий нефтедобывающего сектора. С 2020-го по 2022 год бюджет недополучит 10-ю часть собственных доходов, а это 52 миллиарда рублей.
После изменений федерального законодательства в части отмены льгот на добычу нефти с выработанных месторождений и на экспорт с некоторых месторождений регион недополучит 9 миллиардов рублей. При этом в федеральном бюджете, первое чтение которого прошло 26 октября, не была предусмотрена компенсация этих сумм. За три ближайших года Приангарье недополучит почти 1 миллиард рублей из-за решений по распределению акцизов на средние дистилляты от регионов, подобных Иркутской области, где расположены основные производственные мощности, в пользу субъектов, где находятся крупные порты.
«Одним из самых сложных бюджетов, которые я формировала как руководитель финоргана субъекта. Многие направления, и я говорю честно, мы не можем закрыть в объёме, требуемом для их реализации. Поэтому мы рассчитываем на поддержку депутатов Госдумы и сенаторов от нашего региона в отстаивании интересов Иркутской области при рассмотрении поправок к федеральному бюджету. Предстоящий год будет непростым, поэтому именно сегодня в условиях финансовых ограничений поставлена задача не столько о выделении финансовых ресурсов, а самое главное – об эффективности расходования», - подчеркнула министр.
Бояринова также подчеркнула, что в 2020 году регион не получил на 1 ноября 9,1 миллиарда рублей доходов относительно утверждённого в декабре 2019-го бюджета. По её словам, правительство допускает, что по части мероприятий, где ведутся стройки и капремонты, образуется кредиторская задолженность, реальный объём которой будет понятен после 1 января 2021 года. Поэтому регион вынужден кредитоваться в коммерческих организациях.
«Я не пессимист, но крайне непростой 2021 год, и рассчитывать, что 31 декабря под бой курантов коронавирус кончит себя, нефть пойдёт вверх, а курсовая разница увеличит прибыль импорт ориентированных компаний...конечно, хочется верить в эту замечательную сказку, но, видать, я уже стара для этого», - подчеркнула министр.
Глава комитета по бюджету Наталья Дикусарова подчеркнула, что сгруппировано шесть блоков проблемных вопросов, которые должны найти своё отражение во время второго чтения бюджета: выделить отдельным блоком расходы на борьбу с коронавирусом, определить период, на которые предусмотрено финансирование зарплаты бюджетникам, увеличить расходы на сельское хозяйство, социальные стройки и капремонты, народные инициативы, а также компенсировать муниципалитетам расходы на комфортную городскую среду, которые были сокращены в федеральном бюджете.
Поправки к законопроекту принимаются до 25 ноября.