Основные затраты по строительству 456 мегаватт новой генерации в Бодайбинском районе Иркутской области могут понести её целевые потребители, а не, как обычно, все потребители в энергозоне, сообщает 29 апреля газета «Коммерсантъ».
Новая генерация в Бодайбинском районе Иркутской области нужна для покрытия прогнозного дефицита, который оценивается в 456 МВт. Основная причина дефицита — рост потребления ОАО РЖД из-за расширения пропускной способности БАМа (180 миллион тонн к 2024 году).
Главный заказчик — ОАО РЖД, среди других потенциальных потребителей — «Полюс» и Иркутская нефтяная компания (ИНК). При этом, как планирует Минэнерго, основные заказчики должны будут оплачивать новую мощность даже в том случае, если не исполнят свои инвестпроекты. По оценкам аналитиков, суммарный платёж может составить до 14 миллиардов рублей в год. Он будет рассчитываться исходя из их объёмов потребления.
Издание отмечает, что Минэнерго в течение полугода должно разработать предложения по «совершенствованию порядка определения обязательств по покупке мощности для покупателей, учёт прогнозируемого прироста потребления которых послужил основанием для проведения отбора мощности новых генерирующих объектов».
В Минэнерго сообщили «Коммерсанту», что «это только поручение, и в настоящее время обсуждается необходимость повышения ответственности потребителей за планирование». Конкретных потребителей там не назвали.
Новая станция в 456 МВт предварительно оценивается в 64,9 миллиарда рублей и будет строиться по механизму отбора новой генерации (КОМ НГ), следует из проекта Минэнерго. Инвестпроект будет отбираться на технологически нейтральном конкурсе (в нём смогут участвовать электростанции любого типа и электросети) по принципу наименьшей стоимости киловатт-часа выработки за жизненный цикл (LCOE).
В июле 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон, который выводит строительство по проектам модернизации БАМа и Транссибирской магистралей из-под экологических ограничений, позволяя сплошную вырубку леса на Байкале, до 31 декабря 2024 года. Эксперты отмечали, что документ также выводит из-под ограничений любые проекты, одобренные правительством, в особо охраняемых природных территориях по всей России.
В РЖД заявляли, что строительство новых железнодорожных путей вдоль побережья Байкала не планируется, а вырубки будут носить локальный характер. Для расширения существующих путей потребуется вырубить лес на площади не более 41 гектара. Кроме того, компания отмечала, что во время работ будут организован экомониторинг и видеонаблюдение.