Заксобрание Иркутской области на сессии 30 июня отклонило отчёт об исполнении бюджета региона за 2020 год. Трансляция сессии ведётся на Youtube-канале ЗС.
Как сообщила министр финансов Наталия Бояринова, доходы бюджета исполнены в сумме 207,7 миллиарда рублей, что на 7% превышает показатели 2019 года. Расходы - 223,79 миллиарда рублей, рост - 8%. Собственные доходы бюджета снизились на 8,6 миллиарда рублей, при этом поддержка из федерального бюджета увеличилась почти на треть - с 51 до 68 миллиардов рублей. Увеличение поступлений из федеральной казны связан в первую очередь с двумя основными мероприятиями - борьба с коронавирусом и ликвидацией последствий наводнения, произошедшего в 2019 году.
Более 71%, или 160 миллиардов рублей, направили на социальную сферу. Уровень госдолга вырос до 21,3%, или 29,6 миллиарда рублей, но при этом, по словам Бояриновой, Минфин РФ относит Иркутскую область к регионам с высокой долговой устойчивостью. Резервный фонд правительства был увеличен со 150 миллионов рублей до 1,4 миллиарда рублей, практически вся эта сумма направлена на поддержку функционирования системы здравоохранения при борьбе с коронавирусом.
В 2020 году реализовывалась 21 госпрограмма, на реализацию которых было направлено 223,7 миллиарда рублей, исполнение составило 108,7%. Лидерами по проценту исполнения стали программы «Труд и занятость» (направлено 4,5 миллиарда рублей, 224,8%) и «Охрана окружающей среды» (12,11 миллиарда, 148,5%).
По оценке минэкономразвития, по итогам 2020 года сумма неиспользованных остатков по госпрограммам составила 7,2 миллиарда рублей. Самый большой объём - 4,8 миллиарда рублей - приходится на минстрой. Это связано с неисполнением подрядчиками взятых обязательств, а также возмещением Приангарью 1 миллиарда рублей, потраченного на строительство Центра бенди в Иркутске. Программами со 100%-й, высокой, эффективностью признаны «Труд и занятость» и «Формирование современной городской среды». Низкая эффективность - у программы «Охрана окружающей среды» - 67,7%.
Вице-спикер ЗС Ольга Носенко усомнилась в эффективности программы «Труд и занятость», подчеркнув, что в 2020 году пандемия «вскрыла все серые схемы на рынке труда», и заметив, что уровень безработицы в прошлом году вырос в 10 раз. «Стыдно слышать про минтруд. Нет там никакой эффективности», - заявила депутат, предложив изменить методику оценки эффективности министерств.
Глава комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова попросила правительство Иркутской области при ситуации, аналогичной 2020 году, когда практически по всем госпрограммам произошло урезание расходов, исключать молодёжную политику из направлений, по которым предполагается сокращение финансирования.
«Сегодня переформатируется молодёжная политика Иркутской области, существенно изменилось законодательство, оно наконец-то появилось. Мы видим угрожающую статистику по миграции молодёжи, а это чревато определёнными рисками в дальнейшем. Поэтому прошу рассмотреть возможность иного подхода к формированию сметы и бюджета молодёжной политики, нам нужно его увеличивать», - подчеркнула парламентарий.
Депутат Денис Шершнёв заметил показатели по некоторым госпрограммам. В частности, по труду и занятости и охране окружающей среды. «Мы в 2,5 раза тратим больше денег, чтобы достичь 100% эффективности?» —просил парламентарий. Замминистра экономразвития Марина Петрова пояснила, что оценивались все источники доходов, из-за всех уточнений финансового обеспечения изменялись и целевые показатели. Депутат Сергей Бренюк заметил, что финансовое исполнение по здравоохранению составляет 109%, при этом эффективность программы оценивается на удовлетворительном уровне.
Спикер ЗС Александр Ведерников напомнил о необходимости создания отраслевых проектных комитетов и включении в них депутатов заксобрания, о чём региональный парламент заявлял ещё в 2020 году. Петрова ответила, что этот вопрос сейчас прорабатывается.
За принятие отчёта проголосовали 19 депутатов, против - трое, воздержались - шесть, не голосовали шесть человек. В результате проект закона отклонили. По данным правового управления, документ будет возвращён губернатору, повторно он должен поступить в заксобрание в течение месяца.