
У малышей особые потребности, все их постарались учесть
Пока мальчики крутят головой, Киара уже сама взялась за ложку и уплетает кашу из тарелки. Такой самостоятельности позавидуют многие родители «годовасиков», но в этой группе таким чудесам воспитатели не удивляются.
— Да-да-да, — вдруг слышится из-за стола. Это кто-то из малышей зовет девочку, только вошедшую в группу.
— Сейчас Амелия ручки помоет и сядет, — говорит воспитатель Мария Вячеславовна.

М-м-м… вкуснотища!
В небольшой группе, где завтракают малыши, кажется, попытались предусмотреть всё необходимое: мягкий манеж, стульчики для кормления, игрушки для самых маленьких, спальню через стеклянную перегородку, чтобы воспитатели могли контролировать и тех, кто играет, и тех, кому нужно отдохнуть.

У каждого свои навыки, в таком раннем возрасте это нормально. В любом случае воспитатели голодными не оставят
Малыши довольно живо, глядя друг на друга, съедают кашу и принимаются за бутерброды с маслом и сыром, а после чая все дружно отправляются мыть руки.

В садике всё четко: поел — помой руки
— Пирамидку будем собирать? — предлагает воспитатель, и дети идут за ней, но игрушек так много, что малыши быстро растекаются по группе. За столиком Амелия старательно расставляет грибочки на полянке и параллельно крутит мини-юлу. А Кирилл пытается оживить пластикового пингвиненка, но самостоятельно справиться не выходит.

Дети приходят в группу как в игровую комнату: столько всего интересного
— Нянь, — протягивает малыш игрушку воспитателю, мол, заведи еще.

И почему у человека только две руки?
А Киара уже пытается нацепить на голову цветную игрушку, похожую на змейку.
— Давай корону сделаем, — помогает ей педагог. — Ай, красиво!
«Меньше болеют, легче адаптация»
Детям, за которыми мы наблюдаем, год и три месяца — год и четыре, но в группу, где мы находимся, принимают малышей с полугода. В детском саду на Северо-Западе ее открыли в прошлом году, и это первый набор.
— Шесть месяцев этим деткам было на момент распределения — весной, но в садик большинство приходят в сентябре–октябре, — объясняет заведующая детским садом № 219 Анастасия Минко.

Анастасия Минко не побоялась открыть группу для младенцев
Руководитель признается: группы для детей раннего возраста — не просто веяние времени, но и необходимость. Дошкольные учреждения уже прочувствовали на себе последствия снижения рождаемости, даже в густонаселенном микрорайоне детей становится меньше, приходится перестраиваться. Да и мамы чаще стремятся побыстрее выйти на работу. Годом ранее в садике попробовали открыть группу для детей от года, результаты воодушевили.

Спальня тут же, в группе, потому что режим у детей разный
— Мы увидели, что дети меньше болеют, легче адаптация проходит, — говорит Анастасия Минко. — Я обратилась в комитет по делам образования, попросила разрешить мне открыть группу с шести месяцев — там поддержали.
Кстати, для нашей страны это вовсе не первый опыт: ясли для детей с двух месяцев активно начали появляться еще в 30-х годах прошлого века, тогда больничный после родов составлял всего восемь недель, потом женщине нужно было выходить на работу. Оплачиваемый декретный отпуск до года появился только в 80-х.

А так выглядели ясли в Магнитогорске в 1932 году
Идею заведующей поддержали педагоги. Воспитатель Елена Витушкина много лет работала с трехлетками, но не побоялась сначала принять в свою группу годовалых малышей, а потом и вовсе младенцев.
— Я, когда была подростком, весь двор нянчила, именно маленьких детей. Мне всё время говорили: «Будешь работать воспитателем». Я отвечала: «Да нет, не буду», — смеется Елена Алексеевна.

Елена Витушкина с малышами работает много лет
Когда смотришь со стороны на работу педагогов, не остается никаких сомнений в том, что их любовь к детям безусловна. В самой младшей группе два воспитателя и помощник воспитателя, кажется, взрослые здесь понимают друг друга даже без слов, или настолько всё отточено в их работе.
Новенькие
После завтрака в группе раздается звонок. Мама привела Сашу — ему год и четыре. Малыш заходит в раздевалку как к себе домой.
— Привет, Саша. Где шкафчик твой? Где леечка? — улыбается Елена Алексеевна.
Оказывается, Саша сегодня пришел в садик всего третий раз, но мальчик дает маме быстренько себя раздеть — и прямиком в группу.

Ну-ка, как это вертится?
— У нас старшенькой почти четыре года, мы с Сашей ее отводим в садик и забираем вместе, может, поэтому он легко адаптировался, — пожимает плечами мама. — Он всё пытался пробраться в группу, мы его не пускали, а тут всё можно. В первый день так для вида слезу пустил, а вчера уходить не хотел.
— Привет, — встречают Сашу воспитатели в группе. Саша моет руки и сразу идет к игрушкам, включается в процесс, как будто никуда и не уходил со вчерашнего дня.
— Давайте сегодня часа на полтора оставим, — ориентирует маму Елена Алексеевна.
«Важно, чтобы в садике было так же, как дома»
Минут через 15 заглядывает заведующая и говорит, что пришел новый ребенок. Андрюшу привела мама. Малыш тревожно осматривается вокруг и хнычет.
— Проходите! Вот мы вам шкафчик подготовили, — показывает воспитатель.
— На сколько мы сегодня? — спрашивает мама. — Полчасика? Я потому что тоже волнуюсь.
— Не переживайте, всё будет хорошо. Нам надо, чтобы он к нам привык немножко, к обстановке и к детям. Поэтому полчасика достаточно, а там посмотрим.

Мамы волнуются не меньше малышей, задача воспитателя — успокоить всех
Мама переодевает сына, но малыш начинает капризничать, и ей приходится вместе с ним пойти в группу.
— Может, я с ним посижу пять минут? — спрашивает она.
— Конечно, проходите, у нас тут стульчик есть, можете присесть. Если он в группу пойдет, вы потихоньку уйдете.

Смотри, что у меня есть!
— А-тяка-тяка-та, — болтает Саша, подойдя к новенькому (видимо, решил, что пора знакомиться), но Андрюша не решается спуститься с маминых коленей и смотрит на ребят из своего «укрытия».
— У нас цели нет за день привыкнуть, мне в сентябре только на работу. На часик, на два нам пока комфортно, — говорит мама свои пожелания воспитателю.
— Если он будет хорошо ходить, зачем? Ребенок привыкает к одному времени, и он будет вас ждать. Поэтому будем прибавлять по 10–15 минут, — объясняет педагог. — Самое главное — не болеть и не пропускать без причины, потому что потом придется адаптацию проходить снова.
— Нам что-то надо принести?
— Только памперсы и сменную одежду. Дома в памперсе ходит?
— Без.
— Это хорошо, значит, будем почаще водить на горшок. Важно, чтобы в садике было так же, как дома. Ест всё?
— Всё, на красную рыбу только высыпало. А так и каши, и котлеты, макарошки.
— А сон один или два? Нам просто надо понимать, если капризничает, какой у вас режим — или он спать хочет, или что-то другое.
Минут через 10 малыш сползает с коленей на пол, но от мамы не отходит.
— Иди, принеси мне вон тот мячик, — говорит мама, и Андрюша идет за игрушкой.

Перебороть страх и отпустить маму непросто, но при правильном подходе всё получается
Смена обстановки
Елена Алексеевна зовет детей рисовать, и они идут в соседнюю игровую комнату.
— Б-р-р-р, — заревели моторы, это в ход пошли каталки.

В игровой дети привыкают к большому пространству
Андрюша увидел мягкий бассейн с цветными шариками и сразу бежит к нему, но на подлете вдруг вспоминает про маму и разворачивается обратно.
— Иди посмотри, — подбадривает мама, но малыш уже опомнился и пока соглашается идти только вместе с ней.

Всё под контролем
Шустрый Саша ныряет в сухой бассейн и начинает бросать мячики, а сознательная Киара уже раскрашивает пальчиковыми красками кружку на специальной стеклянной доске.

Саша — за подвижные игры
— Андрюша, пойдем, попробуй, — зовут воспитатели. — Молодец. Вообще красота.

Попробуй раскрасить кружку, как настоящую!
Амелия старательно закрашивает кружку, а Саша уже проверяет на прочность дерево.
— А-тики-тики-так, — слышится его щебетание.

Смотрите, как весело!
У Андрюши вся ладошка в краске, зато малыш доволен. Когда руки вымыты, любопытство побеждает, и он уже сам идет к сухому бассейну и включается в игру.
Незаметно наступает время второго завтрака. Помощник воспитателя уже разлила по кружкам сок, а на тарелке — сладкие вафли.
— М-м-м… — протягивает Андрюша.

Второй завтрак больше похож на угощение
— Вкусно тебе? — спрашивает Мария Вячеславовна, а малыш продолжает уплетать вафлю, уже практически забыв про маму.
«Надо, чтобы он к нам шел как к маме»
Это только со стороны кажется, что всё в группе крутится само собой, на самом деле воспитатели как белки в колесе: села, встала, пошла… Такой своего рода фитнес, только не на час, а на целый день, и так каждый день.
— Даже дети, кому год и месяц, год и два, они отличаются друг от друга, у них другие потребности. Разница с трехлетними колоссальная, они уже более самостоятельные, более активные, любопытные, любознательные. А малыши только начинают познавать мир, и мы им подсказываем, куда пойти, что посмотреть, объясняем, что это, например мячик. Тут нужно всё проговаривать, всё озвучивать, — говорит Елена Витушкина.

Каждые 10–15 минут — смена деятельности, чтобы дети не успели заскучать
Педагог признается, самое сложное в ее работе — это адаптация детей.
— Ребенок все-таки от мамы отрывается, ему это тяжело, и надо найти такой подход, чтобы он к нам шел как к маме. Мы не говорим, чтобы он нас любил так же, как маму, но чтобы не боялся нас, — объясняет воспитатель. — Кто-то легко вступает в контакт, кто-то тяжело, приходится к каждому ребенку свой подход находить, заинтересовать его, чтобы он ходил сюда, чтобы ему тут нравилось и было комфортно.

Спят дети два раза в день
При этом в садике говорят, что опыт первой младенческой группы показал, что чем младше дети, тем быстрее они привыкают к группе, детям и воспитателям.
— Они меньше болеют, они легче отрываются от мамы. И мамы легче переносили ситуацию адаптации, особенно когда это второй или третий ребенок, — считает руководитель садика Анастасия Минко. — Больше переживали папы, на наш взгляд, больше принимали участия в адаптации на первом этапе, задавали очень много вопросов. Сейчас нам уже родители многие звонят и спрашивают: «А у вас еще есть места в такую группу?»

Вот и Андрюша уже освоился!
А вы бы отдали своего ребенка в таком возрасте в детский сад?