«Плохих книг не бывает», «Книга — лучший друг человека», - слышали эти фразы все не однажды, но сейчас, когда потоком издаются сотни произведений сомнительного качества, высказывания уже менее актуальны. Редакция ИА «Чита.Ру» будет читать последние книжные новинки, произведения популярные и не очень, полузабытые или вовсе неизвестные и делиться своими впечатлениями. А вы решайте — читать или не читать.
Джессика Снайдер Сакс: «Микробы хорошие и плохие. Наше здоровье и выживание в мире бактерий»
Если вы любите лёгкое, увлекательное чтиво, то «Микробы» вам не подойдут. Книга интересна гипотезами, которые приводит автор, отсылками ко многим научным изысканиям, но во время чтения иногда приходилось переступать через себя, терпеть. И думать, довольно много, что неплохо.
Первые страницы пугают объёмом информации и излишней хроникальностью, вплоть до точного времени, событий. Может ,дело в переводе, а, может, авторский язык столь тяжёл и в оригинале, но предложения типа «Она, как всегда, предвкушала возможность поболеть за своего сына и была вполне готова преодолеть ради этого 180 миль, разделяющие ее малоэтажный квартал на северо-востоке Филадельфии и Уильямспорт в центральной части Пенсильвании, где Рики учился в колледже по специальности «уголовное судопроизводство» и где он отучился уже половину последнего курса» изрядно резали ухо.
Вероятно, основой для некоторых историй автора послужили истории болезней пациентов, кое-где описания натуралистичны, кое-где много специфичной лексики, но основная мысль проста. Причина появления многих человеческих заболеваний, трудно поддающихся или вовсе не поддающихся лечению, - сам человек и его «война» с микробами.
Если вы помешаны на излишней чистоте, и чуть стоит появиться насморку, пьёте горсти таблеток, книгу читать рекомендую.
«Не так быстро пришло понимание того, что бактерии доминируют также и на просторах человеческого тела, если судить по такому критерию, как число клеток. Эти крошечные одноклеточные организмы, покрывающие нашу кожу и выстилающие стенки нашего пищеварительного тракта и верхних отделов дыхательной системы, на порядок превосходят человеческие клетки числом (хотя и не размером).
И оказывается, что это очень хорошо, потому что живущая в нашем теле и на его поверхности микрофлора образует что-то вроде защитной мульчи, издавна служившей нам лучшей защитой от инфекционных заболеваний. Кроме того, эволюция нашей иммунной системы научила ее терпимости к целому морю преимущественно безвредных бактерий, проходящих через наш организм вместе с пищей, водой и воздухом. Отсутствие их постоянного, обнадеживающего притока, судя по всему, приводит иммунную систему в состояние повышенной боеготовности, вызывая у нее отвратительную склонность открывать стрельбу по мирным соседям».
Слава Сэ: "Сантехник. Твоё моё колено"
Слава Сэ написал вторую книжку, а я полгода не могла до неё добраться. Это было непростительной ошибкой. Если бы я знала, что она такая, я бы давно. Да что там говорить - сразу же. А так я только сейчас.
Теперь это не сборник эссе, который можно читать с любой страницы от депрессии. Теперь это про трагикомическую любовь к Кате. Она любит ходить. «Может неосторожно дойти до Парижа и обратно, потому что задумалась. Недавно купила пять пар кроссовок, все ужасно красивые. Зашла в обувной магазин и потратила бюджет Зимбабве. Случайно. Говорит, взгрустнулось чего-то. Новые туфли — лучший антидепрессант».
Милый-милый бывший сантехник по-прежнему прекрасен: у него чувство юмора, вместо которого чёрная дыра, и инверсия в каждом 15-м абзаце. В сюжете всё, как я люблю - одна капризная, один дурацкий дурак, боготворящий колени; омлет, психотерапия, ночные гостиницы и общая на двоих газонокосилка.
Смешно даже в тех местах, где в жанре грустного ми-ми-ми, и поэтому надо постараться, чтобы не проглотить всю книжку за один раз - иначе, с одной стороны, переизбыток иронии, с другой - жалко. Поэтому воскресенья, как у меня, на неё было мало, а вам на пять рабочих вечеров первой апрельской недели - в самый раз.
«Моя свадьба была скучной. Фотограф оторвал батарею от стены ресторана — и всё. Гости поцеловались и разъехались по домам, вспоминать свои медовые месяцы. Я спросил Катю, какая была у неё свадьба.
— Прекрасная была. Миллион стоила, — сказала она. И отвернулась к окну. И всё. Катя ужасная рассказчица. Ничего с ней не понятно. Кажется, она всё уже обо мне знает. Я же о ней — ничего. Может, так и надо. Скоро расстанемся. И все воспоминания сойдутся для меня в одну точку. В родинку на её локте. Сотру телефон, усядусь работать и через год забуду все. Голос её, колени, волосы, дорогу, Прованс, Прагу, и свадьбу эту, и японцев. И локоть. Конечно. И, кстати, скоро дети из деревни вернутся».
Андрей Иванов: «Харбинские мотыльки»
Фотохудожник Борис Ребров сразу после революции 1917 года оказывается в на время свободной Эстонии, где промыкается вплоть до 1940 года. Таких как он, эмигрантов, там сотни, тысячи и выжить им непросто. О тяготах и немногих радостях и пишет автор. Заголовок книги передаёт всю суть жизни беженцев из совдепии, как они называли страну большевиков. Они, как харбинские мотыльки, летают от одного фонаря к другому, но найти своё место им едва ли удаётся.
Автор книги особенный акцент делает на деталях. Описывая убранство эстонских городов того времени, разбирая по кусочкам характеры и судьбы героев, он превращает роман в настоящую летопись, пусть и с вымышленными персонажами. Читается произведение тяжело, сюжет мало насыщен какими-то активными действиями, но всё же интерес к книге должен появиться у каждого.
Если вам наскучила современная попсовая литература, то можно углубиться на несколько недель в «Харбинских мотыльков». Не обещаю, что вы будете в восторге от романа и не уснёте после первых 10 страниц, зато обещаю, что с жизнью эмигрантов в Эстонии послереволюционного времени познакомитесь весьма подробно. Тяжёлой, обыденной, с алкоголем и кокаином, с нацистами и контрабандой — с той, какой она была.
«Свет стал совсем предательский, размывает всё. Хожу наугад, говорю на авось — поймут, нет, как-нибудь… да и всё равно! Слышу — идут навстречу, не вижу кто, сторонюсь, стою, жду, руками стену ощупываю, пройдут — иду дальше. Иногда здороваются, а кто, не знаю. Такие вечера. Как только вечер, свет упал, все отрезало, погасло. Зажгу свечу — вижу, погасло — мир канул ведром в колодец».
Дмитрий Глуховский «Будущее»
Выбор книги Дмитрия Глуховского определился профессией автора — он журналист. Всегда интересно творчество коллег, тем более художественные. Глуховский до этого выпустил целую серию книг «Метро», но она прошла мимо. Постапокалиптического мира хватает в кинематографе — он безжалостен и навязчив, и порядком поднадоел. А «Будущее» сулило свет в конце тоннеля, тем более что рецензий-спойлеров до прочтения я стараюсь избегать.
«Будущее» хватает и тащит через 30 глав бурным потоком. Язык хорош, прост. Сюжет острый, внезапный и лихо закручивающийся в пружину, сжимающийся и выстреливающий внезапно и больно. Такая манера присуща отличным сериалам с HBO или Fox — каждым эпизодом затаскивать в события всё больше обезумевших от цинизма и изворотливости сценаристов зрителей. Тут так же. Сцены, что отнесли роман к категории 18+, выписаны отлично, что удаётся очень немногому числу писателей — признаем это честно. Хотя писателям, пожалуй, удаются.
Но после книги тебе не грустно, что она закончилась, тебе ничуть не жаль с ней расставаться и удалять с книжной полки своего гаджета. Все моральные ценности и прописные истины уже широко растиражированы антиутопистами, они хрестоматийны и аксиоматичны в «Будущем». Любовь, семья, жизнь как она есть, свобода как она есть — чего всегда из книги в книгу лишается человек будущего, опутанный камерами слежения, со вшитыми чипами и прочим техническим нано-барахлом. Выводы за читателя сделаны, мечущийся герой — в наличии, любовные многогранники — встроены в сюжет.
Лихо, весело, местами страшно. Но бесполезно.
«Зло - это энергия. Кинетическая энергия, как у костяшек домино, которые валятся друг на друга. Мы делаем зло другим, избавляемся от него и передаем его им - они делают зло третьим людям, те - четвертым. Зло выводит нас из состояния покоя, и мы не можем вернуться в него, пока не толкнем следующую костяшку. И когда костяшки опишут полный круг, зло вернется к нам».